Зачем брендам собственные магазины
Мы сейчас вступаем в такой период, когда нужно непрерывно тестировать гипотезы: Полетело – хорошо, не полетело – давайте пробовать дальше.
Сейчас компании больше борются за то, чтобы сохранить бизнес, сохранить команды, будет фокус на экономию, пока ситуация не нормализуется. Если раньше бренды могли вкладывать десятки миллионов в открытие магазина, то сейчас площади магазинов могут уменьшать, чтобы сэкономить деньги и быстрее окупить инвестиции. Вложения в оборудование, в материалы и прочее тоже могут уменьшиться.
Деньги слишком сильно подорожали, и тяжело прогнозировать какое-то развитие. На данный момент занять деньги достаточно дорого, и не факт, что те инвестиции, которые бизнес сделает, оправдаются. Но кто будет готов сделать эти инвестиции, принять все риски, возможно, займет рынок – при условии наличия товаров на полке.
Рынок бытовой техники – это чуть менее 400 млрд руб. в год. Предположим, что покупательная способность упадет на 50%. Рынок в любом случае в той или иной мере останется, я имею в виду не только сегмент премиальной техники. И борьба за клиента точно будет. Люди не перестанут готовить дома, мыть посуду, стирать и сушить одежду, пылесосить.
Что касается потенциала российских производителей бытовой техники, электроники – думаю, должно пройти достаточно большое количество времени, десятки лет, чтобы новые производители могли приблизиться и по качеству, и по ценам к тем брендам, продукция которых у нас в домах стоит. Безусловно, зависимость от других стран сохраняется, поэтому если Россия будет совершенно изолирована, то, я думаю, будет действительно очень тяжело.
Скорее всего, с европейских товаров поставщики переключатся на другие рынки, например азиатские, это может занять меньше времени, чем выстроить производства в России. В Азии огромное количество брендов электроники, автомобилей, бытовой техники, с которыми мы до сих пор не знакомы в силу разных причин. Вопрос, насколько они смогут удовлетворить такое большое количество клиентов в России – около 140 млн человек.
Что будет важно клиенту? Получать качественный клиентский сервис и опыт взаимодействия с брендом, который он раньше получал. Поэтому формат розничных магазинов будет жить, но не будет такого, что офлайн-розница может себе позволить существовать изолированно от других каналов продаж, значимость омниканальности будет повышаться и дальше.
Miele («Миле СНГ»)
Официальный импортер техники Miele в России. С 1998 г. выполняет генеральные функции сбыта продукции и сервисного обслуживания на территории России и стран СНГ. Центральный офис компании находится в Москве, филиал работает в Санкт-Петербурге. В 2003 г. состоялось открытие «Миле» на Украине (Киев), в 2008 г. – в Казахстане (Алма-Ата).
Почему многие бренды открывают собственные магазины? И для того, чтобы повысить узнаваемость бренда, и для того, чтобы заработать. В своей рознице бизнес сам управляет всеми процессами и может быстро вводить какие-то изменения. А мы сейчас вступаем в такой период, когда нужно непрерывно тестировать гипотезы: «Полетело – хорошо, не полетело – давайте пробовать дальше».
По материалам XIX ежегодной конференции «Ритейл в России: перенастройка отрасли», проведенной газетой «Ведомости» 30 марта 2022 г. в Москве