Ответственно о субсидиарности
Расцвет субсидиарной ответственности не только не привел к ощутимому пополнению карманов кредиторов, но и стал одной из причин упадка бизнес-активности. За последние пять лет мы можем наблюдать ряд негативных тенденций. Прежде всего это страх менеджмента перед принятием бизнес-решений, имеющих даже стандартную долю предпринимательского риска. Объясняется это в том числе появлением нескольких тысяч топ-менеджеров и предпринимателей, привлеченных к субсидиарной ответственности и лишенных права легально реализовывать свои профессиональные возможности. Следствием этого становится повышение комплаенс-расходов и судебных издержек добросовестных компаний, вынужденных минимизировать риски предъявления исков и оправдываться в суде из-за чрезмерно широкого понимания контролирующего должника лица.
Экономическая ситуация в сочетании с неэффективностью субсидиарной ответственности как инструмента для реального удовлетворения требований кредиторов требует срочной реформы законодательства и корректировки судебной практики. Единственным адекватным вектором, способным исправить сложившуюся картину и улучшить экономический климат в России, является смягчение положений о субсидиарной ответственности. Экстремальная экономическая среда требует максимально благоприятных условий для развития бизнеса вне зависимости от его масштаба. Важно предоставить экономически активным субъектам правовые гарантии для свободной реализации решений, требуемых для достижения законных интересов компании. Законодательные изменения должны стимулировать вовлечение в предпринимательскую и управленческую среду наибольшего количества лиц, располагающих необходимыми для этого финансовыми и личными качествами.
Cубсидиарную ответственность необходимо смягчить как минимум в трех направлениях. Повысить стандарты доказывания для привлечения к ответственности, воплотив на практике принцип «свободного делового усмотрения при принятии бизнес-решений». Нужно четкое понимание со стороны судов, что основанием для привлечения к ответственности может быть только умышленное доведение компании до банкротства.
Правовые последствия, ограничения, налагаемые на лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, должны стать мягче. Следует существенно сократить сроки лишения возможности вести полноценную профессиональную и предпринимательскую деятельность, предоставить право списания субсидиарной ответственности в ходе личного банкротства.
Наконец, надо уточнить формулировки и сузить круг добросовестных лиц-контрагентов, которые могут подпадать под понятие «контролирующего лица». Это болезненная тема, поскольку сейчас чрезмерно невнятные формулировки закона позволяют арбитражным управляющим и кредиторам без серьезной предварительной проверки предъявлять «веерные» иски ко всем, кто формально может рассматриваться в качестве выгодоприобретателя от сделок с должником. В итоге добросовестные лица несут репутационные и финансовые потери, доказывая правоту в суде.
Специально для «Ведомости. Форума»