На пути к прозрачности


В 2018 г. было принято решение по модернизации сферы обращения с наиболее опасными и чрезвычайно опасными отходами. И мы понимали, что в рамках федерального проекта помимо создания базовой инфраструктуры их обезвреживания, а в первую очередь переработки, утилизации важно создать систему, которая позволит качественно администрировать эту сферу и сделать ее прозрачной.

Сегодня можно говорить о первых промежуточных итогах. Принципы, которые сегодня заложены в систему, были внесены в федеральное законодательство в 2019 г. Предприятия могут либо сами обезвреживать и утилизировать отходы, либо заказывать такую услугу по принципу единого окна под ключ у федерального оператора.

Мы постарались эту систему вводить максимально комфортно для всех участников. В 2020–2021 гг. проводились различные вебинары, в том числе обучающие. Мы давали разъяснения на различных площадках, в различных форматах о том, что в рамках принятых изменений в законодательстве будет происходить в дальнейшем. В декабре 2021 г. систему ввели в тестовом режиме, и в ней зарегистрировалось большинство крупных предприятий из различных отраслей. В системе зарегистрировано порядка 47 000 пользователей.

Сегодня, по прошествии восьми месяцев с запуска, мы понимаем, что заложенные в систему принципы создают дополнительные удобства, связанные с отсутствием документооборота на бумажных носителях, возможностью аналитики в режиме реального времени, снижением издержек. И конечно, это шаг по сокращению теневой составляющей.

Уже с 1 марта все участники могут полноценно функционировать в этой системе – пока без административной ответственности за нерегистрацию или за подачу недостоверных сведений. Мы в течение этих восьми месяцев в целом отработали без сбоев, показали надежность работы. Сейчас в ней зарегистрировано порядка 25 000 отходообразователей, это около 40%, если опираться на существующую статистику. Около 39 000 мест накопления, проинвентаризировано 95 000 паспортов на отходы. Уже возникает интерактивная карта, позволяющая на основании прозрачных и объективных данных выстраивать эту федеральную схему. Считаем, что это неплохой результат с учетом того, что еще год не прошел и что предприятия в течение 11 месяцев по закону имеют право накапливать такие отходы.

Однако, чтобы сделать эту работу действительно прозрачной, нужно получить объективные данные от операторов. И здесь, к сожалению, первые результаты не обнадеживают: сегодня в реестре порядка 900 лицензий операторов, занимающихся обезвреживанием и утилизацией, и лишь около 170 заявлено в системе. И первый же десяток выездных мероприятий показал, что из остальных, заявившихся как добросовестные переработчики, лишь порядка 30% имеют заявленные мощности по утилизации. Две трети могут отходы только обезвреживать.

В 2023 г. мы планируем дополнительно отработать модули для регионов, которые позволят им получать в оперативном режиме доступные данные. Также развиваем взаимодействие с другими информационными системами, ключевое значение имеет система Росприроднадзора: важны актуализированные сведения об объектах, местах накопления, операторах, технологиях, которые сегодня используются, уже с учетом проведенного технологического аудита, необходимо эти данные гармонизировать, синхронизировать между собой. Выявленные нестыковки позволят профилактически выявлять возможные нарушения или планируемые недобросовестные действия.

В Государственной думе обсуждается введение административной ответственности за неприсоединение к нашей системе уже в следующем году. Соответствующие законодательные поправки депутатами подготовлены. Это позволит нам в 2023 г. ускорить интеграцию участников в систему и, как следствие, получать объективные данные по рынку, в том числе какие потребности пока не обеспечены существующими переработчиками. От этого зависят и их эффективная загрузка, и уточнение параметров новых проектируемых и строящихся производств.

По материалам V юбилейной конференции «Промышленная экология», проведенной газетой «Ведомости» 19 октября 2022 г. в Москве