От редактора. Кому и что нужно доказывать
Времена, когда промышленники рассматривали затраты на экологические мероприятия и программы своих предприятий как неизбежное зло, прошли безвозвратно. Экологическая повестка вписалась в большие мировые тренды: ответственный бизнес следует целям устойчивого развития, формирует ESG-стратегии. Такая ответственность – философия, взгляд на мир и свою роль в нем. Но в бизнесе все измеряется. Для отечественных компаний первые «измерения» были скорее со знаком минус: не следовать новым правилам означало точно упустить на Западе хорошего инвестора, потерять крупного потребителя продукции и даже розничного покупателя – тех, кто уже принял ответственность. Не было привычки делать нефинансовую отчетность, в том числе раскрывать подробные данные о деятельности на благо окружающей среды, даже если эта работа заслуживала похвалы. Но пришлось. Прежде всего крупным экспортерам, покупателям иностранного оборудования и сырья и т. п.
Вовсе не хочу сказать, что наш предприниматель прогрессивные веяния осваивает исключительно из-под палки. Все эти замечательные мировые тенденции пришлись на времена, нелегкие для российской экономики. Было немного не до них.
Но когда крупные предприятия вписались в передовую повестку, пришло время говорить о плюсах. Оказалось, что это выгодно. Причем дело, например, не только в доброжелательности зарубежных инвесторов или поставщиков, которые охотнее выбирают партнерами ответственные компании с высоким местом в ESG-рейтингах. Можно получить прямые преференции – в частности, льготное финансирование экологичных проектов. Такой опыт в привлечении кредитных ресурсов от банков и финансовых институтов отечественные компании уже приобрели. Но появилась совершенно новая тема среди тех, что обсуждали участники конференции «Промышленная экология: курс на безопасность», которую газета «Ведомости» провела 14 октября.
Это финансирование зеленых проектов через целевые (тоже зеленые) облигации при поддержке государства. Механизм еще не готов, но его формирование уже в продвинутой стадии, и есть надежда, что компании вскоре смогут им воспользоваться. По программе зеленых бондов на 27 млрд руб. до 2024 г., разработанной Минпромторгом, государство возместит предприятиям от 70 до 90% выплачиваемого ими купонного дохода, если те расходуют привлеченные средства в экологичные проекты. Министерство дополнило льготную программу еще зелеными кредитами.
На российском рынке приблизительный аналог целевого финансирования через облигации – облигации эмитента-концессионера. Стартует еще один – инфраструктурные облигации: правительство месяц назад объявило о большой программе с суммарной эмиссией в 1 трлн руб. на три года. Во вступивших в силу 11 мая новых стандартах эмиссии ценных бумаг ЦБ зеленые облигации уже присутствуют: эмитент может идентифицировать выпуск «с использованием слов «зеленые облигации», и (или) «социальные облигации», и (или) «инфраструктурные облигации». Включение в стандарты инфраструктурных и социальных облигаций – тоже новация. Но с концессиями и инфраструктурными проектами все проще. Что такое концессия, объяснять не надо, распознать инфраструктурные проекты тоже не трудно, да и правительство установило их параметры. А вот разработчики зеленого финансирования сейчас бьются над тем, по каким параметрам отличать зеленый проект от незеленого. Каждый раз это отдельное решение с привлечением экспертов. Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков объяснил, что «компании выпускают облигации под комплекс мероприятий, которые посчитали нужным отмаркировать как зеленые, это никак не финансовый институт с отдельной регуляторикой». Замминистра пожаловался, что министерство и Фонд развития промышленности (а с ними, понятно, и компании – потенциальные бенефициары льготной программы) стали «заложниками регуляторной среды», связанной с наилучшими доступными технологиями (НДТ). Нормотворчество в этой сфере забуксовало. А выделение субсидий было заточено как раз на проекты внедрения НДТ.
Состоялся на конференции и большой разговор о назревшей необходимости совместной ESG-политики российских предприятий на международной арене. Год назад Европарламент принял резолюцию, объявляющую «климатическую и экологическую чрезвычайную ситуацию», и призвал ЕС добиваться сокращения выделения парниковых газов и к 2050 г. достичь углеродной нейтральности. Ну а кому предстоит воплощать амбициозные планы? Конечно, промышленным компаниям, которые для этого технически перевооружаются, модернизируются, уже несут большие затраты, которые ложатся на себестоимость продукции. И, как обычно, Европа будет защищать своих производителей. Экспортеры, поставляющие товары в страны Евросоюза, будут обязаны платить сбор за выбросы углекислого газа, образующиеся при производстве продукции, – пограничный углеродный сбор. Эксперты BCG прогнозируют, что при введении углеродного сбора дополнительная нагрузка суммарно может составить для экспортеров из России от $3 млрд до $5 млрд в год, львиная доля придется на нефтегазовые и металлургические компании.
Как будет действовать государство, от которого российский бизнес тоже ждет защиты своих интересов. В августе министр экономического развития Максим Решетников прокомментировал европейские планы введения углеродного сбора «Интерфаксу»: «Планируемый механизм по факту потенциально приведет к повышению конкурентоспособности европейских товаров по сравнению с товарами из стран с менее жесткими экологическими требованиями. Внимательно следим за тем, чтобы разрабатываемый механизм не стал очередной формой скрытого протекционизма, мешающей нашему доступу на рынок ЕС». Европейцы же, как видим, придерживаются другого мнения о том, чья конкурентоспособность страдает. И надо понимать, что есть мирные пути решения проблемы. Непосредственное сокращение выбросов CO2 – очевидная мера, российский бизнес этим занимается, и на конференции представители компаний рассказывали – как. Но со стороны государства это, например, синхронизация регулирования (кстати, поставщиков из стран с аналогичными европейским правилами, могут освободить от выплат). В конце октября Минэкономразвития сообщило, что законопроект о выбросах парниковых газов находится на рассмотрении в государственно-правовом управлении президента, Но, как подчеркнул на конференции управляющий директор и партнер BCG Антон Косач, задача «не только в том, чтобы выработать меры, но и чтобы наши [международные] партнеры эти меры признали» – над этим нужно совместно работать регулятору и бизнесу.
Подробнее о том, что говорили об этом и о других обсуждавшихся на конференции проблемах (экологической модернизации предприятий, внедрении государственной информационной системы обращения с отходами 1-го и 2-го классов) участники конференции, вы можете узнать из материалов, опубликованных в этом интернет-выпуске «Ведомости Форума».