Учить язык бизнеса
В последние год-полтора отношение к некоммерческому сектору значительно изменилось и восприятие благотворительности окрасилось в бизнес-цвета. Это вполне закономерный процесс с учетом того, как активно в компаниях в России внедряется повестка устойчивого развития – а социальная составляющая является неотъемлемой частью этой стратегии.
Все чаще стали звучать призывы немного разгрузить НКО от бюрократических оков – помимо стандартной отчетности, которую благотворительные фонды сдают, как и весь коммерческий сектор, НКО находятся под довольно пристальным вниманием со стороны Минюста. И с каждым годом активность контролирующих и регуляторных органов по отношению к НКО только разрастается.
Понятно, что филантропия в стране не может развиваться в отрыве от происходящего в мире, но не всегда европейские и американские тренды приживаются у нас. Например, в начале февраля известная филантропка Мелинда Френч Гейтс поддержала концепцию взаимодействия с благотворительными организациями, которую пропагандирует ее коллега Маккензи Скотт. Обе полагают, что донор никак не должен вмешиваться в деятельность компании, которой он жертвует средства. Нет необходимости контролировать, как выданные деньги расходуются, сколько затрачивается на оплату труда персонала, как отбираются подрядчики. В Америке считается, что благотворительная организация профессиональна и сама разберется, куда потратить средства.
Благотворительный фонд «Система»
Некоммерческая организация
Создан в 2004 г. Учредители: компании группы АФК «Система».
Финансовые показатели (2020 г.): поступления – 458,8 млн руб., расходы – 217,96 млн руб. (в том числе 120,9 млн руб. – на социальную и благотворительную помощь). Участники программ фонда в 2020 г.: 25 субъектов РФ и 5 государств (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Швейцария). Проекты: «Лифт в будущее», #СТРАНАБЕЗВИРУСА, «Система Fest». Поддерживает Русский и Ленино-Снегиревский военно-исторический музеи.
Россия идет в противоположном направлении: мы обрастаем неимоверным количеством отчетов и согласований. Монофондам необходимо отчитываться только перед основным донором – например, Фонд Роналда Макдоналда обязательно докладывает компании McDonald’s о своих расходах и проектах. В случае с БФ «Система» все усложнено тем, что нам выделяют средства около 20 компаний. Приходится разрабатывать проекты, в равной степени комплементарные разным бизнесам. Порой одна инициатива должна удовлетворять потребности компаний, работающих, к примеру, в сферах медицины, e-commerce, коммуникации, лесной промышленности и сельского хозяйства. Добавьте к этому представительство корпорации в 83 регионах страны, в которых свои проблемы, задачи, ожидания.
И все это надо соединить и упаковать. Мы не занимаемся благотворительностью без четкой цели. Фонд давно перешел в социальное инвестирование – каждый вложенный рубль должен приносить эффект, понятный социальный возврат (SROI). Поэтому перед стартом проектов мы не только проводим исследование в регионах с привлечением местных руководителей и некоммерческих организаций, а также исчисляем ожидаемый эффект, но и тестируем гипотезу на небольшом проекте.
Сейчас государство начинает прислушиваться к потребностям сектора – нам предлагаются инструменты взаимодействия для достижения максимального эффекта от филантропических вложений. В России наконец появился механизм социальных облигаций, думается, что в ближайшее время будут внедрены и другие формы поддержки НКО, хорошо зарекомендовавшие себя в мире. И для использования этого ресурса тоже потребуется стандартная отчетность.
Мы живем в интересное время: на наших глазах формируется новый индустриальный пласт – некоммерческая деятельность. НКО очень активно вовлечены в устойчивую трансформацию бизнеса и его переход к принципам ответственного ведения. Большие фонды уже сдают отчетность по тем же стандартам нефинансовой отчетности GRI, что и бизнес во всем мире. За два года в руководстве больших фондов произошли изменения: мы видим, что руководить благотворительностью стали вполне успешные бизнесмены, это свидетельство профессионализации сектора, внедрения новых стандартов.
Сейчас перед этой новой крепнущей индустрией стоят две важные цели: помочь небольшим региональным организациям, чтобы взаимодействие и делегирование задач могли проходить бесшовно. К сожалению, даже самые гениальные идеи, предлагаемые небольшими НКО на местах, требуют значительных усилий на переупаковку и приведение их в соответствие с требованиями бизнеса. Если такой мостик сейчас не построить, то большие корпоративные или частные фонды, небольшие энергичные НКО так и останутся на разных берегах этой реки. И хорошо еще, если течение не унесет огромное количество крошечных филантропических компаний, знающих «нужды и чаяния», но не умеющих работать с документами.
И вторая задача – важно достучаться до СМИ, сейчас не уделяющих внимания колоссальным успехам и достижениям сектора. Но когда сам сектор объединится и выработает общие правила, он станет значимым игроком, игнорировать который будет не под силу.
Резюмируя, скажу, что сейчас часто разводят по разным полюсам системную и адресную помощь. Думаю, в этом есть некоторое лукавство, ведь адресная помощь – это микроинструмент системы. Любая индустрия состоит из различных по объему и задачам компаний. Индустрией может стать только то, где последовательно и стратегически решается важная проблема. Значит, будущее сектора в том, чтобы стать системой.
Специально для «Ведомости.Форум»