Зеленый путь


За прошедшие 60 лет население планеты увеличилось в 2,5 раза, а производство сельскохозяйственной продукции при этом выросло в 4 раза. Более развитые и богатые страны стали потреблять в пищу больше продуктов, появилось заметное разнообразие в меню, и сформировались пищевые пристрастия, которые в середине прошлого века не стояли на повестке дня среднестатистического европейца так остро. При этом значительный прорыв в развитии сельского хозяйства кратно увеличил нагрузку на природные ресурсы.

Для оптимизации сельского хозяйства, на мой взгляд, необходимо найти решение ряду важных вопросов – энергичному внедрению новых технологий таким образом, чтобы использовать ресурсы, не истребляя их. Сегодня существует огромное количество фертилайзеров, которые не наносят земле ущерба, повышая при этом урожайность.

Тут, мне кажется, вполне уместно привести пример компании PepsiCo, которой благодаря выверенной стратегии удалось поднять в некоторых регионах страны надои коров с 1200 до 8000 л в год. Этот пример подкрепляет многочисленные заслуги PepsiCo в продвижении зеленой повестки в целом в России – компания прикладывает неимоверные усилия, чтобы найти оптимальный инструментарий для достижения результата: тут и новое питание крупного рогатого скота, и иные условия содержания, и мониторинг здоровья поголовья, и проч.

Довольно громко в последнее время звучит лозунг о необходимости перехода на искусственно выращенное мясо, ведь животноводство виновно в 10% выбросов парниковых газов. Но нет такой практики, чтобы вдруг в одночасье взять и запретить потребителю пользоваться продуктом, к которому у него выработался почти естественный рефлекс и многовековая культура потребления. Переход на artificial meat – это длительный процесс, не говоря уже про доступность продуктов из линейки искусственных, органических и проч. Поэтому перед сельским хозяйством стоит сложнейшая задача: как обращаться с теми продуктами агропромышленного комплекса (АПК), которые привычны народонаселению России, в повестке зеленой экономики. Если в Индии мясо – даже куриное – могут позволить себе только высокие слои общества, а остальные становятся вегетарианцами просто из-за отсутствия возможности употреблять мясо, то в России культура потребления мяса формировалась веками. В любой северной стране потребление продуктов животноводства в разы больше, чем в средиземноморских странах. Поэтому схема «давайте откажемся от настоящих коров и будем выращивать искусственное мясо» в нашем контексте больше смахивает на пропагандистские лозунги, чем на реальную стратегию развития отрасли.

Разве может человек каким-то образом повлиять на все естественные процессы, сопровождающие выращивание сельскохозяйственных пород животных? Но точно есть механизмы по сокращению эмиссии метана, которые могут помочь достигнуть углеродной нейтральности в сельском хозяйстве. Это не только новые технологии, математическое моделирование, диджитализация и искусственный интеллект. Это неоспоримая возможность перевода части сельскохозяйственных угодий в лесные насаждения и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель.

Волна цифровизации создала следующую проблему (к слову, не только в АПК): недостаток квалифицированных кадров. Эту проблему можно решить постоянной работой со своим персоналом: апскиллинг, рескиллинг, или, говоря по-русски, сотрудников необходимо доучивать, переучивать, постоянно обновлять их навыки. Потому что, например, комбайнер, по сути, это тот, кто управляет сложнейшей техникой. Это далеко не водитель, это скорее оператор, понимающий, как работает уникальная техника, и способный скорректировать ее поведение, изменив компьютерную программу. В больших сельскохозяйственных компаниях давно нет профессии «доярка», на смену этой уважаемой профессии пришла другая – «оператор машинного доения», для овладения такой специальностью требуются совершенно иные навыки, чем у краснощекой блондинки в косыночке из фильма «Доярка и пастух». И не случайно в тех регионах, где сельское хозяйство является приоритетным направлением бизнеса, постепенно появляются дополнительные образовательные инструменты – специальные курсы, семинары и даже практические занятия.

Благотворительный фонд «Система» в рамках образовательной программы «Лифт в будущее» разработал уникальное предложение. Если прямой профориентации для привлечения молодежи в сельское хозяйство недостаточно, то можно выбрать один из двух путей: организовывать либо целевое обучение, в котором предприятие оплачивает образование нужного сотрудника в вузе или ссузе, либо импактное инвестирование, позволяющее готовить кадры за счет инвестора с последующим возмещением со стороны государства всех затрат в случае трудоустройства молодого специалиста. Импакт в образовании – одно из перспективнейших направлений развития ГЧП. Фондом уже реализуется один проект по схеме SIB (Social Impact Bond) в лесной и деревообрабатывающей промышленности, второй проект фонд планирует запустить совместно с нашим партнером – АХ «Степь» в начале 2022 г.

Текст написан специально для «Ведомости. Форума»