РБК: ЦБ и ГП хотят запретить рекламу с обещаниями избавить от долгов
Регулятор считает, что использование услуг таких консультантов обычно приводит к финансовым потерям. Партнер и руководитель практики «банкротство и суды» юридической компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Павел Новиков уточняет, что граждан не предупреждают о последствиях личного банкротства – продаже практически всего имущества, оспаривании сделок, невозможности получить кредит в будущем.
Коллекторская компания АБК в октябре 2023 г. подсчитала, что ежегодно россияне отдают консультантам по избавлению от долгов около 50 млрд руб. Стоимость их услуг варьируется от 15 000 до 300 000 руб.
По данным «Федресурса», в 2023 г. российские суды признали финансово несостоятельными 350 800 россиян, что на 26,2% больше, чем в 2022 г. Темпы прироста числа таких банкротов замедляются. При этом в 2,2 раза – до 15 900 – выросло число принятых обращений о внесудебном бесплатном банкротстве.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что запрет рекламы таких услуг сейчас не обсуждается. Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), контролирующей соблюдение закона «О рекламе», сообщил, что подобная инициатива в ведомство не поступала.
В мае 2023 г. эксперт Новикомбанка (опорный банк «Ростеха») Александр Дошлыгин рассказал, что за первое полугодие 2022 г. российские суды признали банкротами 121 300 граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Это почти на 40% больше, чем за тот же период 2021 г. При этом граждане часто не знают о негативных последствиях личных банкротств. По его словам, процедура банкротства – крайняя и нежелательная мера решения своих финансовых проблем. Граждане, осознанно набирающие кредиты, чтобы потом объявить себя банкротом, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной российским законодательством.