ЦБ планирует ввести лимит бесплатной рассрочки
В ЦБ РФ считают, что если платная рассрочка, по сути, является потребкредитом, предоставлять ее должны профессиональные кредиторы и регулироваться она должна соответственно, а платежи – отражаться в кредитной истории клиента.
В случае бесплатной рассрочки обсуждается возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки. Для них будут установлены требования, обеспечивающие защиту прав потребителей, а также создан специальный реестр. Кроме того, обсуждается введение лимита суммы покупок. При ее превышении BNPL-сервис будет передавать информацию о клиенте в БКИ.
BNPL-сервисы позволяют клиентам интернет-магазинов оплачивать покупки по частям без оформления кредитного договора. В 2021 г. такую возможность впервые запустил Тинькофф банк («Долями»). BNPL-сервисы есть у «Яндекса» («Сплит»), Сбербанка («Плати частями»), Альфа-банка («Подели»), Совкомбанка («Халва частями»). Центробанк отмечает, что рассрочка без договора кредита или займа ухудшает положение потребителей, лишая их ряда значимых прав и гарантий. В конце 2023 г. поручение отрегулировать этот сегмент дал президент России Владимир Путин.
Развитие BNPL-сервисов, которые позволяют оплачивать товары частями без переплат, является одним из трендов 2024 г. Такое мнение выразил партнер группы компаний Б1 Геннадий Шинин. Он считает, что в последнее время BNPL трансформируется и становится для магазинов не только финансовым сервисом, но и источником дополнительного трафика.