ЦБ в 2023 году получил 325 300 жалоб от потребителей финансовых услуг
Банк России в 2023 г. получил 325 000 жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 7,7% меньше общего числа жалоб за 2022 г. сообщает пресс-служба ЦБ. Регулятор подчеркнул, что в два раза (с 4600 до 2300 обращений) сократилось количество жалоб на мисселинг (навязывание финансовых услуг).
Число «санкционных» жалоб на банки сократилось в 7,3 раза. Количество жалоб на участников рынка ценных бумаг сократилось в 3,3 раза, также благодаря снижению числа санкционных жалоб, отмечает регулятор. Тем не менее к концу года Банк России отметил резкий рост обращений в связи с введением санкций против ПАО «СПБ биржа» и последующей приостановкой торгов иностранными ценными бумагами.
Общее количество жалоб на банки в целом уменьшилось на 5,7%, граждане меньше жаловались на потребительское кредитование (на 8,6%) и ипотечное кредитование (на 17,2%). В то же время, количество жалоб на мошенничество с использованием социальной инженерии увеличилось.
Количество некорректных продаж под видом вкладов инвестиционных продуктов, полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни снизилось на 47,8% и 42,6% соответственно.
Банк России отметил в 2023 г. увеличение числа массовых шаблонных запросов на проверку коэффициента бонус-малус, который является показателем безаварийного вождения, такие обращения формировались не водителями сами по себе, а посредниками, которые брали оплату за эту услугу, хотя граждане могли делать это самостоятельно и бесплатно. Согласно данным ЦБ, в IV квартале 2023 г. число таких жалоб снизилось на 43% по сравнению с I кварталом того же года.
Также массовые шаблонные претензии поступали от клиентов микрофинансовых организаций (МФО), которые доверились обещаниям о снижении задолженности. Заявители просили ЦБ провести проверку займов на наличие скрытых переплат, навязанных страховок и дополнительных услуг, которые фактически не были согласованы. Регулятор ожидает, что проблема мошеннических займов будет решена с помощью закона о самозапрете на получение кредитов и займов, который в настоящее время готовится ко второму чтению.
24 сентября 2023 г. ЦБ сообщал об увеличении количества жалоб на кредитные организации из-за навязывания дополнительных услуг при оформлении кредита. По данным регулятора, чаще всего люди жалуются на невозможность вернуть деньги за уже оформленную дополнительную услугу по заключенному более года назад кредиту.