«Сбер» представит новую стратегию развития до 2026 года

Сбербанк представит новую стратегию развития до 2026 г. Обновленную программу развития презентуют в рамках Дня инвестора 6 декабря, сообщили в пресс-службе банка.

Мероприятие проходит в формате онлайн-трансляции. В нем принимают участие представители ведущих инвестиционных фондов, брокерских компаний, крупнейших клиентов компании и ее партнеров.

Новую стратегию развития представил президент и председатель правления банка Герман Греф. Глава компании рассказал о новой программе развития на 2024–2026 гг., сфокусированной «на идее человекоцентричности».

  • Основные финансовые цели включают обеспечение высокой рентабельности капитала – выше 22%, достаточности базового капитала – выше 13,3%.

  • Уровень дивидендных выплат установлен на уровне 50% от чистой прибыли «Сбера».

  • Приоритет «Сбера» на ближайшие три года – развитие искусственного интеллекта нового поколения. Задача – принимать подавляющее число решений на основе ИИ. Другой задачей также является обеспечение необходимого объема прибыли для выполнения обязательств перед акционерами, обществом и командой.
  • В эти три года «Сбер» будет готовиться к переходу в человекоцентричную организацию. Эта трансформация будет касаться трех элементов: технологий, трансформации бизнес-моделей по всем ключевых направлениям бизнеса банка, а также культуры.

  • Это даст «Сберу» совершенно другой уровень доверия клиентов. Человекоцентричная модель позволит «значительно больше зарабатывать на предложении релевантных услуг», не подталкивая клиента к покупке ненужных или вредных для него товаров и услуг. Стратегия win-win всегда выигрывает все остальные, подчеркнул Греф.

  • Греф также подвел итоги стратегии 2021–2023 гг. и подробно рассказал про идею «человекоцентричности».

    • «Три года назад мы с вами говорили о том, что, вероятнее всего, нас впереди ждет турбулентность. Но какая это будет турбулентность, мы, конечно же, не могли себе представить», – отметил он.

  • «Сбер» столкнулся с пандемией, санкциями, потерей активов, их заморозкой, уходом всех вендоров, которые обеспечивали устойчивость и работу систем банка, а также большим количеством кибератак.

  • За три года количество клиентов увеличилось: физлиц – на 10 млн до 108 млн человек, юрлиц – на 500 000, превысив 3,2 млн фирм.

  • «Сбер» придерживается трех принципов: ясность целеполагания, ориентация на долгосрочный результат, нацеленность на самые инновационные решения.

  • Необходимо поставить на службу человеку ключевую технологию ХХI в. – искусственный интеллект. Должна измениться бизнес-модель. В ее центре должен оказаться человек и его долгосрочные интересы, а не его кошелек, сказал Греф.

  • ИИ может стать помощником в обработке большого количества информации, целеполагании, в правильной организации жизни. Технология способна высвободить человека от рутины. Также она позволит ему быстрее обучаться, сможет предоставлять в сжатом виде объем необходимой информации, а значит, в итоге человек сможет быстрее найти и реализовать свое предназначение.

  • В то же время, по мнению Грефа, на сегодняшний момент пока нельзя сказать, что технологию ИИ удалось «превратить в электричество», когда «можно просто-напросто включить в розетку и начать пользоваться».

  • Развитие ИИ на благо человека приведет к новой человекоцентричной модели экономики и всего общества в целом.

  • Помимо Грефа на форуме также выступили первые зампреды правления «Сбера» Кирилл Царев и Александр Ведяхин, которые рассказали о b2c- и b2b-экосистемах. В рамках стратегии развития необходимо создать человекоцентричность, но для этого важно не забывать про клиентоцентричность, отметил Царев.

    • На фоне увеличения числа клиентов до 108 млн для «Сбера» становится не менее важным вопрос качественного роста. Сейчас уже 23 млн клиентов «Сбера» используют нефинансовые продукты компании. Один из факторов достижения такого показателя – запуск подписки «Прайм».

  • Мобильное приложение «Сбербанк онлайн» используют хотя бы один раз в месяц более 81 млн клиентов банка. При этом более 43 млн клиентов открывают сервис ежедневно.

  • 70% продаж «Сбера» осуществляется через цифровые каналы.

  • 58 млн клиентов пользуются «Сбер ID» как фактор идентификации при входе в сервисы банка. «Сбер ID» доступен не только внутри системы Сбербанка, большое количество компаний позволяют авторизоваться через этот сервис. В частности, 22 млн клиентов со «Сбер ID» зарегистрировали свой профиль на «Госуслугах».

  • Не менее важным сервисом для «Сбера» является эквайринг. Сегодня более 800 000 предприятий работают с банком по эквайрингу. По итогам 2022 г. Сбербанк стал первым в Европе и третьим в мире по числу транзакций эквайринга, заявил Царев.

  • Число клиентов сервиса «Сбер Pay» достигло 30 млн. Также на более чем на 2 млн терминалах банка доступна возможность оплаты по QR-коду.

  • С лета 2023 г. «Сбер» запустил оплату по биометрии. Установлено уже более 200 000 терминалов, при помощи которых клиенты могут «заплатить лицом».

  • Благодаря применению технологии ИИ персональный финансовый менеджер (ПФМ) станет доступен каждому клиенту «Сбера». В конце года начнется пилот проекта на устройствах на базе Android, а в 2024 г. ПФМ будет реализован как сервис для клиентов банка.

  • С 2020 г. «Сбер» предоставил компаниям в разных отраслях более 500 000 льготных кредитов на общую сумму порядка 10 трлн руб., сообщил первый заместитель председателя правления Александр Ведяхин.

  • На крупнейшие инфраструктурные проекты, включая строительство трассы между Казанью и Екатеринбургом, Сбербанк предоставил 1 трлн руб.

  • За три года банк выдал льготную ипотеку на общую сумму порядка 4 трлн руб. Благодаря этим кредитам около 1 млн семей смогут прибрести новые квартиры.

  • Малому бизнесу было выдано кредитов на 500 млрд руб. Объем выдач кредитов для крупного бизнеса составил 4 трлн руб.

  • Также старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Андрей Белевцев рассказал о технологической трансформации компании. По его словам, сейчас происходит «новый переломный момент в развитии технологий», который сравним с появлением персонального компьютера, интернета и мобильных приложений.

    • «Сбер» разработал большую мультимодальную модель – GigaChat. Ее уже используют более 1,5 млн человек.

    • Недавно GigaChat сдал ЕГЭ по обществознанию на 67 баллов. Результат превышает средний балл школьников по России, отметил Белевцев.

    • «Сбер» внедряет GigaChat в процессы и продукты компании, что улучшает пользовательский опыт и повышает производительность сотрудников. Кроме того, технологию внедрили в ассистента «Салют».

    • Компания также разработала линейку продуктов семейства Giga для бизнеса – Giga API, GigaChain и GigaCode.

    • Фокус на человекоцентричности потребует от «Сбера» «переизобрести IT» на всех уровнях, заявил Белевцев.

    Кроме того, вице-президент, глава блока «Финансы» Тарас Скворцов представил финансовую модель «Сбера» на 2024–2026 гг. Прогнозируя финансовые показатели «Сбера» в 2024 г. он заявил, что «следующий год будет еще успешнее текущего, который стал рекордным».

    • «Сбер» прогнозирует рост ВВП в следующие три года на 1,2% ежегодно.

  • Инфляция будет замедляться и достигнет 4% к 2025 г.

  • Ключевая ставка будет снижаться – до 8% в 2025 г.

  • По оценке «Сбера», банковский бизнес будет расти на 10% ежегодно следующие три года.

  • В 2024 г. кредитования будет «под давлением» из-за высоких ставок на рынке.

  • Ипотека – главный драйвер роста портфеля банка за счет госпрограммы. «Сбер» ожидает постепенного ужесточения условий: повышения первоначального взноса и ограничения максимальной суммы кредита. В 2024 г. банк прогнозирует «определенное замедление» по ипотеке.

  • В 2025-2026 гг. с учетом снижения ставки, постепенного ослабления регулирования и отложенного спроса «Сбер» прогнозирует ускорение розничного и корпоративного кредитования.

  • Первый и главный параметр финансовой модели банка – количество клиентов. В сумме их более 111 млн, но это не предел. Главным инструментом увеличения числа клиентов является подписка «Прайм». За последние два месяца клиентская база «Прайма» выросла на 2,5 млн клиентов.

  • «Сбер» ставит задачу увеличивать рыночную долю по ряду ключевых сегментов. «Мы не будем сидеть в обороне и ждать, пока конкуренты будут откусывать у нас долю рынка», – подчеркнул Скворцов.

  • Одним из набирающих силу драйверов будет новое направление доходов – «IT как бизнес». По оценке аналитиков, рынок IT для корпоративных клиентов за три года вырастет на 30% до 1,7 трлн руб. «Сбер» планирует активно в этом участвовать, подчеркнул Скворцов. По прогнозам «Сбера», с 2024 по 2026 г. доходы банка по направлению «IT как бизнес» вырастут как минимум в четыре раза.

  • За следующие три года инвестиции «Сбера» в IT вырастут в 1,5 раза и достигнут 450 млрд руб. При этом с 2021 по 2023 г. прибыль от применения ИИ составит порядка 800 млрд руб. По словам Скворцова, инвестиции «Сбера» в ИИ окупаются «с огромной скоростью».

  • По итогам 2023 г. «Сбер» считается одной из самых дорогих российских компаний с капитализацией в 6,4 трлн руб. Ее чистая прибыль за десять месяцев текущего года составила 1,26 трлн руб.

    Отвечая на вопросы, Греф рассказал о прогнозах банковского сегмента.

    • Согласно данным аналитиков, в 2023 г. доля прибыли банковского сектора, в принципе, немножко ниже, чем его доля ВВП. Это говорит о том, что маржинальность других секторов, таких как нефтянка, технология и т. д., значительно выше, чем маржинальность банковского сектора.

    • В Сбербанке наряду с базовым сценарием принимают во внимание и самые сложные возможные сценарии, которые могут сложиться на российском рынке. По словам Грефа, это не совсем сценарий «судного дня», но он предусматривает негативное стечение обстоятельств, которое может сложиться.

    • Сбербанк не видит «пузыря» на российском рынке ипотеки, а разница цен на первичном и вторичном рынках жилья снизится после того, как прекратят свое действие массовые льготные программы. Иногда «пузырем» называют дифференциацию между ценами на первичном и вторичном рынках, Сегодня по Москве эта цифра составляет примерно 36-37%, но при ближайшем рассмотрении она абсолютно логично объясняется наличием субсидированной ипотеки по первичке со стороны государства. Как только этот механизм с рынка уйдет, эта дифференциация, скорее всего, снизится до рыночного реального минимума: либо она будет равна нулю, либо в районе 7-8%, не больше.

    • Доля граждан, которые берут потребительские кредиты для обеспечения первоначального взноса, за последний год составляет 0,15% случаев. Таким образом, можно считать, что слухи о подобном массовом явлении не проходят проверку.

    Царев рассказал о развитии беспилотных систем.

    • В 2023 г. Сбербанк обновил стратегию: помимо легкового транспорта в нее также вошли автономные грузовые перевозки. В 2023 г. такие перевозки запустили по трассе М11. Направление позволяет снизить затраты на логистику и грузоперевозки до 30%. Это направление будет приоритетным и в будущем.

    Греф о своем будущем в «Сбере»:

    • Греф заявил, что пока не собирается оставлять «Сбер». Однако создание сильной команды предполагает, что уход руководителя не повлечет за собой серьезных потрясений. В «Сбере» команда достаточно сильная, чтобы преодолеть любые сценарии. Несмотря на то что роль личности имеет серьезное значение, она немного переоценена, считает Греф.

    Царев – о комиссионных доходах:

    • Комиссионные доходы – важная составляющая. На отмену различных комиссий в «Сбере» смотрят нормально: по мере развития новых продуктов часть старых становится бесплатной. Сейчас около 40% платежей в банке являются бесплатными, а часть из них входит в подписки.

    • Сбербанк привлекает компании из B2B-сектора, чтобы они предоставляли свои продукты через Сбербанк. Царев видит в этом большой фактор будущего успеха.

    Скворцов – о трансформации персонала:

    • Внутри Сбербанка происходит постоянная трансформация персонала: появляются новые сотрудники, роли, департаменты. В 2023 г. отмечается существенное снижение текучки кадров по IT-специалистам – в два раза по сравнению с прошлым годом. «Сбер» воспринимается как одно из лучших мест для работы, в том числе из-за масштабности задач.

    Греф – о развитии технологий:

    • Амбициозные цели привлекают сильных людей – это касается проектов банка в сфере IT, потому что Сбербанк находится на передовом рубеже развития технологий. Людям нравится двигаться в инновационное будущее. Альтернативу такому опыту могут предоставить не многие российские компании.

    О доработке сервиса «СберИнвестиции»:

    • В 2024 г. планируется вывести на новый уровень и мобильное приложение, и остальные сервисы, предлагаемые клиентам. На данный момент уровень этого продукта ниже, чем у «Сбербанка онлайн», но уже в следующем году качество будет сопоставимым, а приложение станет флагманом рынка для российского инвесторов.

    О расширении присутствия в других странах:

    • Сбербанк активно работает с клиентами из дружественных и нейтральных стран.

    Об основном риске 2024 г.:

    • Ключевой риск – геополитика, из которой могут проистекать остальные риски. Экономика достаточно адаптировалась к текущей ситуации.

    О развитии облачных технологий и ИИ:

    • «Сбер» делает основную ставку на облачные технологии. Те клиенты, которые выбрали для своей инфраструктуры облако, могут развиваться сейчас гораздо быстрее. Технологические шоки на них не отражаются – заботу о всех проблемах берет на себя стратегический партнер Сбербанка Cloud.ru.

    • Использование больших моделей гораздо проще для компаний, использующих «облако», – подключить свой продукт или сервис к Giga Chat можно в течение нескольких десятков минут. Это сделали уже больше 2000 компаний. В 2024 г. планируется удвоить выручку от этого направления, так как спрос очень большой.

    Греф о монополизации в банковском секторе:

    • Страхи о том, что Сбербанк станет монополистом, сильно преувеличены. В этом смысле показателен пример Open AI, которая ввела несколько новых подходов в наращивании параметров. Эти подходы «выстрелили», и новая компания потеснила мирового лидера – Google. Поэтому никогда не следует недооценивать возможность «бокового хода» в технологическом развитии.

    • Сбербанку не нужна монополия, а нужна конкуренция, которая определяет настроение и процессы в компании, подстегивает движение вперед. Поэтому в 2022 г. Сбербанк открыл все технологии для банков-партнеров. В сфере ответственности Сбербанка – создание базовых технологий и предоставление их участникам рынка.