Правительство направит 17 млрд рублей на докапитализацию трех авиакомпаний

Но эти перевозчики находятся не в самом бедственном положении и сейчас
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство РФ докапитализирует российские авиакомпании за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), следует из сообщения в Telegram-канале российского кабмина. На эти цели будет направлено 17 млрд руб. 

Речь идет о приобретении облигаций авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Сибирь» и «Аврора», на что предусмотрено более 13,7 млрд руб., около 3 млрд руб. и 366 млн руб. соответственно.

Сейчас у этих компаний нет торгуемых облигаций. Представитель «Уральских авиалиний» от комментариев отказался, представители S7 и «Авроры» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

До этого правительство планировало докапитализировать национального перевозчика — авиакомпанию «Аэрофлот». Предполагалось, что источником докапитализации станут средства ФНБ, говорил глава Минфина Антон Силуанов. По данным источника «Интерфакса», речь шла о выделении 107 млрд руб. на эти цели. Еще примерно 57 млрд руб. планировалось выделить из ФНБ на выкуп государством долей других российских авиакомпаний, кроме тех, что входят в группу «Аэрофлот» («Победа» и «Россия»).

Последний раз «Аэрофлот» докапитализировали в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса и значительного сокращения полетов: компания тогда привлекла 80 млрд руб. в ходе допэмиссии. Цена размещения составляла 60 руб. за акцию. При этом акции на 50 млрд руб. выкупило государство на средства ФНБ. 

Российская авиаотрасль стала одной из наиболее пострадавших на фоне санкций, введенных западными странами в ответ на спецоперацию на Украине. Санкции, в первую очередь, включали себя запрет на покупку самолетов и комплектующих к ним, а также на страхование и техобслуживание. Зарубежные лизингодатели в срок до 28 марта должны были забрать у российских авиакомпаний арендованные ими воздушные суда. В ответ российские власти распорядились возвращать самолеты только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. В результате значительная часть самолетов осталась в России – на них выполняются перевозки внутри страны.

Пассажиропоток российских авиакомпаний за январь - апрель 2022 г. сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., следует из данных Росавиации.

На этом фоне правительство разработало комплекс мер по поддержке авиаотрасли. Первый замминистра экономического развития Илья Торосов в интервью «Известиям» в апреле оценивал его объем в 311 млрд руб. Из них 19,5 млрд руб., по словам Торосова, будет направлено авиаперевозчикам на компенсацию недополученных доходов и еще 1,5 млрд — временно закрытым аэропортам на юге России на компенсацию расходов за март и апрель. В общую сумму также включены 110 млрд руб., выделенные на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 г.

Как сообщил «Ведомостям» директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, финансовое положение указанных в правительственном сообщении компаний отнюдь не драматическое. «Все авиакомпании за три последних года вышли в плюс по прибыли: “Сибирь” — 10 млрд руб., “Уральские авиалинии” — примерно 1,7 млрд руб., “Аврора” — 2,1 млрд руб. Сомнений в финансовой стабильности этих авиакомпаний у меня нет», — отметил эксперт.

14 апреля премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что правительство выделит авиакомпаниям 19,5 млрд руб. на возврат денег пассажирам за отмененные из-за санкций рейсы. В рамках мер по поддержке авиакомпаний в 2022 г. правительство также направит 311 млрд руб. В эту сумму включены 110 млрд руб., выделенные на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь 2022 г.