Заложники экосистемы: что мешает развиваться финтеху
Сооснователь SDVentures Дмитрий Волков – о разнице российского и зарубежного финансового рынкаФинтех во всем мире расцветает благодаря не только открытию криптовалюты, но и радикальным изменениям в индустрии платежей и управления финансами. На смену консервативному, медленному, как трактор, и сложному управлению финансами пришли сверхбыстрые дешевые мобильные платформы и онлайн-банки. Капитализация вчерашних финтех-стартапов зашкаливает. Revolut, созданный выходцем из России Николаем Сторонским, недавно стал одним из самых дорогих финтех-стартапов Великобритании. Инвесторы оценили компанию в $33 млрд. Шведский платежный сервис Klarna оценили более чем в $45 млрд. А самым дорогим американским стартапом стал платежный сервис Stripe с капитализацией $95 млрд. А что в России?
По капитализации новых финтех-компаний Россия отстает. Единорогов почти нет, и этому есть несколько причин. Дело в том, что западные финтех-компании ориентируются на глобальный мировой рынок, в то время как российские ограничены своей экосистемой. Венчурный рынок здесь маленький. К тому же российские стратеги быстро раскупают все, что имеет значительную перспективу на внутреннем рынке. Большинство новых сервисов вместо того, чтобы стать самостоятельной, быстро растущей компанией по примеру западных коллег, интегрируются в экосистему российских банков. Новички недолго остаются самостоятельными.
Но капитализация не единственная шкала измерения. Например, Россия является одним из мировых лидеров по уровню проникновения финтех-услуг среди населения. По данным EY, российский уровень внедрения b2c финтех-сервисов составляет 82% и превышает европейские показатели на 17–27%, а американские – на 36%, уступая лишь Китаю и Индии. За последние два года оборот крупнейших российских финтех-компаний вырос почти в 1,5 раза и составил 48 млрд руб. Лидерами стали маркетплейсы, инвестиционные платформы, платежи и обработка транзакций, системы лояльности и решения для бизнеса. Среди них «ЮMoney», «Эвотор», CloudPayments, Banki.ru и др. Выраженный рост в этих сегментах не что иное, как следствие пандемии. Именно она стала основным катализатором на рынке и дала мощный толчок к появлению локальных и крупномасштабных игроков. Михаил Воронин, создатель бизнес-форума «Атланты», в частном разговоре выразил впечатление большинства участников рынка об этих событиях: «Мы сначала думали, что пандемия всех прихлопнет, но в результате стали сильнее».
Лидерство России в этой области обусловлено тем, что традиционные западные банки оперируют на устаревшей инфраструктуре. Большинство из них построены на языке программирования COBOL, который придумали еще 60 лет назад. В то время как российские строили собственные IT-инфраструктуры с нуля в девяностые и нулевые, а затем регулярно их модернизировали. Высокая доля платежей в западных банках подвергается ручной проверке, поэтому операции, совершенные через традиционные западные банки, производятся долго и могут потребовать подтверждающие документы.
А их инфраструктура очень дорога в обслуживании: в среднем IT-затраты крупного банка составляют $200 на пользователя против $2–3 на одного клиента для технологической компании. Поэтому, как правило, использование финтех-стартапов значительно выгоднее по сравнению с традиционным банком. Кроме того, старые зарубежные системы не способны к быстрой трансформации. А это одно из важнейших конкурентных преимуществ в современном мире IT-технологий.
Впрочем, есть исключения: например, Open Banking – это модель, при которой банк предоставляет доступ к своей IТ-инфраструктуре и пользовательской базе третьим лицам при условии согласия со стороны клиентов. Ключевым компонентом открытого банкинга становится Open API – программный интерфейс, который помогает объединять банковские микросервисы с сервисами сторонних компаний. Это относительно молодое направление финансовых технологий, которое было принято в Европейской экономической зоне (Евросоюз + UK) на законодательном уровне. Начиная с января 2021 г. все банки в ЕЭЗ обязаны поддерживать протокол Open Banking и открывать доступ к своим системам. Одним из применений Open Banking технологий являются платежи непосредственно со счета покупателя на счет торговца без таких посредников, как карточные схемы Visa/Mastercard, онлайн-кошельки. Среди их преимуществ можно отметить скорость, низкие комиссии, отсутствие сложных бюрократических процедур и коммуникаций с сетью посредников.
Пока в России применение Open Banking технологии добровольное и не регулируется на законодательном уровне. На рынке разрабатываются разные стандарты открытых банковских интерфейсов. Крупнейшие экосистемы открытого банкинга в России, скорее всего, появятся у банков с самым большим количеством пользователей: «Сбера», «Тинькофф» и ВТБ. Первые два помимо классического банкинга уже предлагают другие услуги, к которым можно добавить сервисы на основе Open Banking. Например, у «Тинькофф» есть приложения для брокеров и предпринимателей, которые помогают инвестировать онлайн в ценные бумаги и оплатить бизнес-счета. А в экосистеме «Сбера» находится более 80 финансовых и нефинансовых компаний из разных отраслей: доставка еды и продуктов (Delivery Club, «Самокат»), медицина (DocDoc), электронная коммерция («Сбермаркет»), облачные технологии (SberCloud) и др. У ВТБ пока есть только брокерское приложение, но компания планирует запускать и другие дополнительные сервисы. В целом до общих стандартов российским представителям еще далеко. Но когда Open Banking появится в России, откроются новые возможности и ниши для множества новых финтех-стартапов.