Игорь Лаппи: Тот, кто умеет считать, сможет заработать на ОСАГО

Гендиректор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи объясняет, зачем системно значимому банку внезапно понадобились сразу два страховщика
Гендиректор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи
Гендиректор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи / Евгений Разумный / Ведомости

В год пандемии COVID-19 Совкомбанк не только вошел в список системно значимых банков, но и буквально ворвался на страховой рынок, купив «дочек» сразу двух крупных международных компаний. В феврале была закрыта сделка по приобретению «Либерти», специализирующейся на моторном страховании, а в декабре объявлено о покупке старейшего в России страховщика жизни – «Метлайфа». Обе компании обошлись более чем в 5 млрд руб.

Игорь Лаппи – банковский топ-менеджер, которому теперь приходится осваивать и страхование. После покупки банком страховых активов он стал гендиректором «Совкомбанк страхования» (бывшая «Либерти страхование»), а в этом году возглавил совет директоров «Совкомбанк жизни».

– Страховой рынок сейчас переживает не лучшие времена. Почему именно сейчас Совкомбанк вошел в страхование? Совкомбанк любит подобрать бизнес «на низшей точке» и подрастить его – это тот самый случай?

– Мы увидели хорошую возможность расширить бизнес по хорошей цене и с очевидными перспективами. Совкомбанк – универсальная компания, с точки зрения спектра финансовых услуг не хватало именно страховых компаний. Страховой бизнес в группе большой – и в потребительском кредитовании, и в ипотечном, и в автокредитовании, в корпоративном блоке много со страхованием работаем. Логично управлять сервисами самостоятельно. Но наши страховые компании, естественно, будут не только покрывать внутренние потребности группы, но и работать на внешнем рынке. Банк не продавал ОСАГО, каско, не страховал имущество, не связанное с залогами, а потребности у клиентов в этих услугах есть – как у розничных, так и у корпоративных. Где-то мы можем отработать это в партнерских отношениях, где-то хотели сами сервисом управлять и этот бизнес получить.

Игорь Лаппи

гендиректор «Совкомбанк страхования»
Родился в 1972 г. в Новосибирске. В 1994 г. окончил Новосибирский государственный технический университет. В финансовом секторе работает с 1994 г., в частности в Сибирском крестьянском банке, Инвестиционном городском банке (Новосибирск), КБ «Региональный кредит»
2009
начал работу в Совкомбанке заместителем управляющего филиала «Центральный», с 2010 г. занимал должности управляющего филиала, замруководителя департамента розничных продаж и региональной сети, руководитель департамента продаж
2015
управляющий директор и предправления КБ «Экспресс-Волга»
2016
предправления Меткомбанка, вошедшего в состав группы Совкомбанка
2017
заместитель главного управляющего директора ПАО «Совкомбанк»
2020
гендиректор «Совкомбанк страхования». В 2021 г. возглавил также совет директоров СК «Совкомбанк жизнь»

Есть что-то, что мы хотим, и появляются окна возможностей. Во времена глобальных изменений их появляется больше. Уверяю, что мы не сидели и не ждали наступления кризиса, не было цели покупать на кризисе. Мы постоянно ищем возможности хороших сделок. «Либерти» и «Метлайф» – качественные компании с хорошей историей, хорошими владельцами. Как любой покупатель, мы хотим приобрести актив по хорошей цене. И нам это удалось. Мы смотрим на страховые компании не как на кэптивные, а как на универсальные, ведущие бизнес на федеральном уровне.

– Нацелились на создание страховой группы или речь идет уже о формировании экосистемы?

– Мы намерены вырастить страховые компании под размеры группы, это даст возможность нашим клиентам получать лучшие предложения. Если различные экосистемы пытаются войти во все сферы жизни клиента, то у нас цель – давать качественные финансовые сервисы. Это наша специализация, мы умеем это делать. Сейчас будем учиться делать это и в страховании.

«В ОСАГО нет «серебряной пули»

– Почему именно моторное страхование? ОСАГО, мягко говоря, не самый прибыльный вид, каско стагнирует, поскольку рынок новых автомобилей съеживается. На что вы рассчитываете?

– Мы берем ту команду, которая умеет показывать хорошие результаты. Мы специалисты в масштабировании бизнеса, умеем управлять продажами, эффективностью, убыточностью, рисками. У нас есть масштабный бизнес в автокредитовании, серьезные взаимоотношения с дилерами и автоимпортерами. Страхование в этом играет очень значимую роль. Страховщик, который работает на рынке каско и ОСАГО, вынужден держать свою команду продаж, систему управления продажами, ему нужно при входе на этот рынок налаживать отношения с дилерами. А у нас издержки на вход здесь очень низкие – есть огромная команда по автокредитованию, она общается со всеми ведущими дилерами и автопроизводителями. Поэтому мы просто взяли команду, которая умеет работать с продуктами моторного страхования – с убыточностью, с урегулированием. Дальше мы будем масштабировать этот бизнес. За прошлый год рынок в сегменте автокаско показал прирост премий в размере 1,4%, мы же получили 12,6%.

Совкомбанк раньше приценивался к страховой компании «Согласие» – об этом, в частности, говорили на рынке в июле 2019 г., когда подконтрольные Михаилу Прохорову структуры передали Совкомбанку свои доли в «Согласии» в обеспечение кредитной линии. Почему выбрали в итоге «Либерти»? «Согласие» выше в рейтингах, и бизнес-линейка у компании шире.

– Про «Cогласие» – это просто слухи. Группа «Онэксим» – наш клиент, мы финансировали их под удобные им залоги. Наши акционеры к вопросам расширения бизнеса всегда подходят взвешенно и, как правило, делают покупки, когда кому-то нужно выйти из качественного актива в короткие сроки. «Либерти» полностью соответствовала этим критериям.

– Как вы планируете закрепиться на рынке ОСАГО? Там довольно жесткая конкуренция.

– Когда мы зашли в «Либерти», это был вызов: ОСАГО – убыточный продукт. Но мы за год на 35% снизили убыточность по этому виду.

– За счет чего?

– В ОСАГО нет «серебряной пули», там очень много компонентов – это и дистрибуция, и работа с процессами урегулирования, с ценообразованием. По каждому из компонентов, которые есть в ОСАГО, ты должен принимать тонкие решения. Мы в течение года делали много точечных инициатив и последовательно их внедряли. И мы видим в наших выдачах второй половины года хорошие показатели доходности. Продукт у нас сейчас в положительной марже, мы четко отслеживаем доходность на полисы первого года, на пролонгации. Динамическое ценообразование помогло, конечно, в тонкой настройке этого бизнеса. Тот, кто умеет хорошо считать, точно на этом рынке будет зарабатывать.

– Какие ваши конкурентные преимущества?

– В группе сильны компетенции в риск-менеджменте, в аналитике. Мы их используем и в страховом бизнесе.

– Вы по итогам 2020 г. снизили среднюю цену полиса на 17%, при том что в целом по рынку стоимость почти не изменилась, самые решительные страховщики удешевили полис на 2–3%. Как это удалось?

– В 2020 г. у нас появились новые каналы дистрибуции – мы начали продавать ОСАГО в банковской сети, за счет чего снизились аквизиционные расходы на входе, мы можем меньше платить посредникам и получать лучший профиль клиента на входе. Это конкретный пример синергии: наши клиенты действительно могут купить полис дешевле, чем раньше в «Либерти». Немаловажную роль здесь сыграла также и индивидуализация ОСАГО: благодаря динамическому ценообразованию мы смогли пересмотреть тарифную политику. Кроме того, мы закрыли все фронт-офисы и стали электронной компанией. Нас к этому серьезно подтолкнула пандемия – да, пришлось серьезно вложиться в IT, но это дало заметный эффект.

«Сколько ездишь – столько платишь»

– Какие еще примеры синергетического эффекта есть от взаимодействия с банком?

– Мы уже видим синергию и в лизинге, и в корпоративном бизнесе – компаниям нужно и ОСАГО, и каско. По «моторам» мы комфортно себя ощущаем на рынке, но, безусловно, эффект будет и по другим линиям бизнеса – по имуществу, по страхованию залогов.

– Какие-то новые продукты уже есть?

– Да. В каско, например, многие страховые компании пытались зайти на продукты с телематикой (устанавливаемое в автомобиль устройство, фиксирующее многие параметры вождения, в частности пробег, резкое ускорение, торможение, удар; по результату поездок выставляет водителю «скоринговый балл», который учитывается при расчете тарифа каско. – «Ведомости») – ничего не получалось. Сейчас ситуация меняется: некоторые автопроизводители уже все автомобили выпускают с встроенными телематическими устройствами. Рынок движется в сторону киберкаско. Это наш термин, даже продукт такой сделали.

– Что вы подразумеваете под киберкаско?

– Мы пересматриваем подобные продукты с точки зрения синергии. Мы не устанавливаем оборудование, просто используем такой же подход, что и в потребительском кредитовании. Без доверия к клиенту не было бы потребительского кредитования. Большинство людей честные – они не берут кредит с целью его не вернуть, испортить отношения с банком и свою кредитную историю. То же самое и в автостраховании: мы не заставляем ставить телематику, мы верим клиенту. Мы сделали продукт «каско по пробегу». Зачем клиенту, у которого машина пробегает по 7000 км в год, полноценное каско? Он может купить минимальный пакет и платить в зависимости от пробега.

– Будет ли когда-нибудь «покилометровое» или «поминутное» ОСАГО? Это же логично: не ездишь – нет риска оказаться виноватым в ДТП.

– В среднесрочной перспективе мне сложно представить настолько радикальные изменения на этом рынке. В ближайшее время просто технических возможностей не будет: такие изменения потребовали бы серьезных вложений в IT, а насколько это создаст преимущества для клиентов, не очень понятно. Мы же видим больше эволюционные, чем революционные изменения в таких сложных вмененных продуктах. Самое революционное пока – это динамическое ценообразование. Кроме того, в ОСАГО все еще сильна проблема с мошенничеством, если бы удалось его победить, цена полиса снизилась бы значительно.

– Бюро страховых историй (БСИ) помогает в борьбе с мошенничеством?

– Это все очень хорошо работает в добровольных видах страхования. Накопление информации – позитивный тренд. Когда появились бюро кредитных историй, был существенный прогресс в кредитовании. То же самое будет происходить и в страховании: будет накапливаться страховая история, без этого структурировать рынок сложно. В ОСАГО по аккуратным и неаккуратным водителям все это тоже будет работать, снизит манипуляции с КБМ (коэффициент бонус-малус, учитывает «аварийность» водителя. – «Ведомости»): твоя история зафиксирована в БСИ – и все, топором не вырубишь. А чем больше информации о клиенте, тем страховщикам лучше.

– Ожидаете ли вы роста рынка автокредитования?

– Я считаю, что в 2021 г. все немного подрастет по сравнению с 2020 г. В прошлом году не произошло существенных ухудшений, даже есть небольшое улучшение благодаря поддержке государства. Если бы отключили льготные программы, я бы сказал, что рынок упадет, а так они серьезно рынок [автокредитования] поддерживают.

– Какую долю рынка хотите получить в каско и ОСАГО?

– Мы не стремимся завоевать какую-то определенную долю рынка, такой задачи у нас нет. Сегодня нам важно не торопиться, действовать слаженно, чтобы выстроить сбалансированные процессы и предложить клиенту нужные и доступные страховые продукты. Уверены, что такой подход позволит нам в ближайшее время войти в топ-10 универсальных страховщиков федерального масштаба.

«Жизнь» продать – не поле перейти»

– О том, что Совкомбанк ищет страховщика жизни, было известно еще в августе прошлого года. Поговаривали, что вы намерены купить просто компанию с лицензией, оболочку. А вы в декабре купили «Метлайф». Снова спрошу: почему именно ее?

– Мы покупали не лицензию, не оболочку, а команду с определенными компетенциями. Мы с «Метлайфом» (теперь СК «Совкомбанк жизнь») давние партнеры – именно они научили сотрудников Совкомбанка правильно продавать страховки. Не впаривать, а продавать.

– Агентскую сеть «Совкомбанк жизни» будете сохранять? Или сделаете упор на банкострахование?

– Конечно, будем сохранять. Это огромное конкурентное преимущество компании, потому что построение сети по лайфовским продуктам – сложный и долгий процесс. Это важная компетенция, ее очень немного на этом рынке.

– Обычно «жизнь» и «не жизнь» продают очень разные агенты. Как вы думаете, смогут ли агенты «Совкомбанк жизни» продавать non-life? Захотят ли?

– Да, вы правы, «жизнь» продать – не поле перейти, это сложный продукт, который требует долгой консультации, близости с клиентом. Полис ОСАГО продавать просто, продукт всем понятен, ценность его понятна. А «жизнь» – это долгосрочные отношения. Но при этом у клиента есть и другие потребности, будет странно не предложить ему каско со скидкой, например. Мне самому тоже хочется, чтобы у меня страховщик был один и по страхованию детей, и имущества. Мы не будем ни на кого давить, мы рассчитываем, что агенты по «жизни» будут продавать и другие продукты, но только когда мы сделаем этот процесс для них комфортным. Думаю, агенты будут сами просить дать им такую возможность.

– Планируется ли продавать «жизнь» через сайт, мобильное приложение? Уже есть такие опции, например, у «Сбера». Есть у вас коробочные продукты, скажем, по накопительному страхованию жизни?

– В ближайших планах у нас этого нет, хотя мы хорошо умеем продавать «коробки», это наша специализация. Но накопительное страхование жизни не коробочный продукт. К тому же пока рынок сильно попорчен мисселингом. И все же мы будем смотреть на те возможности, где можно добиться синергии.

– В «Метлайфе» не было инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Будете заходить в этот сегмент и вообще расширять линейку по «жизни»?

– Регулятор сейчас проявляет озабоченность и занимается структурированием этого рынка, и это воспринимается хорошо. Если эти продукты станут прозрачными и само понятие мисселинга уйдет, тогда мы на этот рынок посмотрим.

– Что думаете по поводу долевого страхования жизни (unit linked), развитие которого записано в стратегии развития страховой отрасли? Рассматриваете возможность запуска таких продуктов, если будет соответствующее законодательство?

– На эту инициативу мы тоже смотрим положительно, но вопрос в деталях: идет большая дискуссия по условиям, по периоду расторжения, по гарантированной доходности и т. п. Она тоже структурирует рынок, а на структурированном рынке честным игрокам легче работать.

– В последнее время ЦБ откровенно закручивает гайки на страховом рынке, особенно на рынке страхования жизни. Не считаете ли вы регуляторную нагрузку чрезмерной?

– Регулятор находится в продуктивной дискуссии со страховым сообществом. В ходе этого обсуждения, я уверен, родится хорошее решение. Нужно выработать четкие правила. Это как в спорте: если бы все бегали на разные дистанции, а оценивали бы только время – было бы странно. Когда рынок играет по правилам, как и в спорте, побеждают профессионалы – кто больше тренировался, у кого грамотно выстроены продажи, хорошая аналитика, у кого персонал мотивирован и любит свою работу. Для серьезных игроков правила – это хорошо.

– Как вам кажется, не хочет ли ЦБ совсем убить ИСЖ как вид?

– Хотели бы убить – убили бы. Опасения понятны: появилось много неквалифицированных инвесторов. Во всем мире этот рынок давний и культура давняя, у нас – нет. Я хорошо понимаю озабоченность ЦБ, что людей могут обмануть недобросовестные игроки. Разве хорошо будет, если несколько миллионов инвесторов кто-нибудь киданет через какую-нибудь инвестиционную историю, как в 1990-е?

«Мы оперируем фактами, а не мнениями»

– Как вы относитесь к идее универсальной лицензии, когда НПФ могут продавать страхование и наоборот? Видите ли существенные риски из-за недостаточности компетенции продавцов, к примеру?
– Какие будут правила, по таким и будем играть. Мне кажется, разделенные или слитные лицензии сильно не меняют бизнес. Дадут совместить – мы подумаем, надо ли на одну компанию все эти лицензии переводить. Не думаю, что это как-то переделит рынок.

– Ожидаете ли вы дальнейшей консолидации страхового рынка? В сегменте life и non-life?

– Мы видим новые законодательные инициативы, которые оказывают определенное давление на небольших игроков страхового рынка, т. е. на их капитал. Данное решение понятно: регулятор абсолютно правильно полагает, что укрупнение бизнеса сделает отрасль сильнее, более структурированной. Полагаю, что консолидация – вопрос ближайшего будущего.

– Вы банковский человек. Как вы чувствуете себя в страховании – не сложно было адаптироваться? Не скучно ли? Многие начинают скучать при слове «страхование».

– Я в страховании действительно новичок, и мне безумно сложно. Как любой банковский сотрудник, который отработал много в потребительском кредитовании, имею представление о страховых продуктах. В целом это, конечно, заставляет много учиться, поглощать много информации, принимать много опыта и от той, и от другой команды. Но мне очень интересно. Столько компонентов разных в страховании, не знаю, кто может сказать, что это скучно. Плюс есть возможность другого отраслевого взгляда – и личного, и командного. Это позволяет взглянуть на знакомые вроде бы процессы под другим углом. Много сил и энергии трачу, чтобы набраться опыта.

– Вы человек команды?

– Да, конечно.

– Вы сторонник двигаться по накатанной колее и step by step или революционер?

– Я точно не консерватор. Мы взвешенно оцениваем возможности и наши сильные стороны, уделяем большое значение аналитике. Но там, где нужно двигаться быстро, мы двигаемся быстро и принимаем быстрые решения.

– Ломать традиции не боитесь, если чувствуете, что это нужно?

– Не боимся. Мы умеем пилотировать какие-то идеи. Мы оперируем фактами, а не мнениями. Быстро сделали, запустили, проверили. Убедились, что идея хорошая, – начинаем ее масштабировать. Мультиплицировать мы умеем очень хорошо. Как только зацепили какую-то идею – вводим туда тяжелую артиллерию, прикладываем максимальные усилия, и все очень быстро развивается.

– Что может помешать реализации амбициозных целей Совкомбанка на страховом рынке?

– В целом мы не видим ограничивающих факторов, нам понятно, как двигаться дальше.

Гендиректор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи