Закон всегда должен следовать за технологиями
Люк Фриден объясняет, как герцогство стало мировым финансовым центром и как легализовать криптовалюты и блокчейнЛюк Фриден работал в правительстве 16 лет, причем министерство финансов возглавлял в непростые для еврозоны посткризисные годы. Но сейчас он с большим интересом рассказывает не о преодолении последствий кризиса 2008 г., а об успехах в регулировании новых финансовых технологий. За годы работы Фридена в правительстве Люксембург сумел привлечь, например, такие компании, как PayPal и Amazon (они открыли там свои европейские штаб-квартиры), а впоследствии благодаря заложенным им принципам регулирования – даже криптовалютные биржи. Зарегистрированная в Люксембурге в 2016 г. Bitstamp, одна из старейших криптовалютных бирж мира, стала первой такой биржей, получившей лицензию в Европе. Также в герцогстве теперь работает японская bitFlyer.
Российские власти пока еще ищут подход к регулированию цифровых финансовых активов (ЦФА). Причем, похоже, новые технологии их несколько пугают: если в первой версии законопроекта они еще пытались определить такие понятия, как криптовалюта, майнинг и токен, то из варианта, подготовленного ко второму чтению в Госдуме, эти понятия вообще исчезли.
Секрет включения новых технологий в правовое поле прост, уверен Фриден: в диалоге с компаниями правительство Люксембурга находит способ привести их бизнес в соответствие с уже действующим законодательством. Этот подход Фриден считает залогом успеха – на рынке должны действовать единые правила игры для традиционных и инновационных участников.
Хорошее место для криптобанка
Два бывших высокопоставленных банкира UBS хотят создать в Швейцарии инвестиционный криптобанк и привлекли от инвесторов около $100 млн. SEBA Crypto – один из нескольких стартапов, которые хотят стать первым регулируемым криптобанком в регионе, пишет Financial Times. Гвидо Бюлер, бывший директор по обслуживанию активов UBS Wealth Management, и Андреас Амшванд, бывший глобальный директор по валюте и денежным рынкам UBS, надеются к середине 2019 г. получить у швейцарского регулятора банковскую лицензию и лицензию на операции с ценными бумагами. Чтобы следовать принципу «знай своего клиента», SEBA будет проводить те же процедуры, что и традиционные банки. А для борьбы с отмыванием разрабатывается технология, которая должна отслеживать криптоактивы, о которых известно, что они были украдены или использовались в преступных целях. Банк будет предлагать услуги хранения, торговли, инвестиционного управления цифровыми активами для частных и институциональных клиентов, а также открывать счета криптовалютным компаниям и консультировать их.
Недавно Фриден участвовал в Москве в круглом столе, посвященном регулированию ЦФА и связанных с ними инструментов, созданию цифровых продуктов для инвестиций. Вопросы создания инфраструктуры для цифровизации активов там также обсуждали представители bitFlyer, организаторов выпуска Litecoin и NEM (по данным CoinMarketCap, 7-я и 17-я криптовалюты по текущей капитализации), люксембургской биржи токенизированных финансовых инструментов VNX Exchange и др. Фриден, который не только занимался оценкой новых финансовых технологий как министр, но и знает финансовый рынок изнутри (сейчас он входит в совет директоров Люксембургской фондовой биржи), считает: ЦФА интересны инвесторам для диверсификации, но пока что допускать к работе с ними следует только институциональных инвесторов.
– Закон всегда должен следовать за технологиями, потому что они развиваются быстрее, и всегда нужно посмотреть: во-первых, что именно несет технология; во-вторых, достаточно ли имеющихся законодательных норм для регулирования технологии и, в-третьих, возможно, подготовить новый закон – в данном случае лучше европейский или международный, потому что эта деятельность трансгранична.
– Те же цели, что и при подготовке законодательства о финансовых услугах в целом. Во-первых, обеспечить финансовую стабильность, во-вторых, предотвратить отмывание денег и финансирование преступной деятельности, в-третьих, защитить инвесторов и потребителей, особенно розничных инвесторов.
– Поскольку они связаны с серьезными рисками, поначалу они не должны использоваться розничными инвесторами. Они больше подходят для институциональных.
– Да, в плане диверсификации и предоставляемых возможностей интерес со стороны институциональных инвесторов есть, и это правильно. Эти активы предоставляют новые источники финансирования, прежде всего в финансово-технологической сфере. Ряд зарегистрированных в Люксембурге инвестиционных фондов, ориентированных на институциональных инвесторов, сегодня позволяют вкладывать средства в токены и проекты, связанные с технологией блокчейн.
Метод Фридена
Люк Фриден
– Метод, который я применил для разработки законодательства в области финансовых услуг, показал себя как весьма успешный. Я создал комитет, в котором регулярно встречался с ведущими юристами, аудиторами, банкирами, управляющими фондами – представителями всех заинтересованных сторон. Я внимательно выслушивал, в чем нуждаются финансовая отрасль и юридическое сообщество. И когда мне говорили: вот новая возможность, мы вместе обсуждали, какое нужно законодательство, чтобы поддержать юридическое и экономическое развитие этих услуг. Они помогали подготовить черновой вариант, а затем, конечно, над ним начинали работать ведомства, чтобы внести готовый законопроект в парламент. Думаю, такой постоянный диалог между финансистами и юристами, с одной стороны, и правительством – с другой сделал Люксембург местом, открытым для бизнеса, активно развивающим и предлагающим новые финансовые услуги. Для этого, конечно, требуется непредвзятое отношение к новым технологиям, и сменявшие друг друга правительства Люксембурга следовали этому подходу: новые идеи не отвергаются с порога, а приветствуются. И потому в финансово-технологической области мы являемся одним из ведущих центров в Европе.
– Еще до появления блокчейна. Когда я был назначен министром финансов, а им я затем работал пять лет. Полагаю, законы нельзя готовить, основываясь на теории, разрабатывать их в башне из слоновой кости. Они нужны для того, чтобы ими пользовались люди, и пишутся они для людей. Необходимо поговорить с участниками отрасли и затем оценить, достигнуты ли цели, о которых я говорил вначале. Вы не обязательно должны соглашаться с участниками отрасли, но вы должны их выслушать, потому что в противном случае вы принимаете теоретические решения – и ничего хорошего для экономики в этом нет.
С похожей проблемой я столкнулся, будучи министром казначейства (отвечает за бюджет и финансовые услуги). [Платежная система] PayPal пыталась получить банковскую лицензию для работы в Люксембурге. Регулятор заявил мне: не ясно, что мы вообще будем делать с этой новой технологией. Ее не восприняли всерьез. Затем мы проанализировали существующее законодательство и сказали, что это своего рода банк, хотя и не в классическом понимании. И в итоге дали им полную банковскую лицензию Люксембурга (она вступила в силу 2 июля 2007 г., а европейское представительство PayPal в итоге переехало из Великобритании в Люксембург. – «Ведомости»).
– Это может быть сделано очень быстро. Если есть консенсус, можно уложиться в полгода. Приведу пример. Сегодня Люксембург – ведущий европейский центр для инвестиционных фондов. Он построен на европейском законе, но Люксембург первым воплотил этот закон в национальном законодательстве. Он позволил не только прийти инвестфондам, но и создал целую экосистему благодаря притоку юристов, аудиторов, представителей других связанных с финансами профессий. Поэтому нужно действовать быстро и создать целую систему, где все – правительство, регуляторы, финансовая индустрия – работают вместе в рамках соответствующего правового режима. Без системы, основанной на верховенстве права, экономика расти не может.
Как регулировать небезопасные технологии
Великое Герцогство Люксембург
государство в Западной Европе
Территория – 2586 кв. км.
Население (на 1 января 2018 г.) – 602 005 человек.
ВВП (2017 г., в текущих ценах) – 55,3 млрд евро.
Инфляция (октябрь 2018 г., в годовом выражении) – 2,01%.
Уровень безработицы (сентябрь 2018 г.) – 5,4%.
Внешнеторговый оборот (2017 г.): экспорт – 123,36 млрд евро,
импорт – 104,95 млрд евро.
Государственный долг
(на конец 2017 г.) – 23% ВВП.
Люксембург основан в 963 г. как графство, в 1354 г. стал герцогством. В разное время находился под властью немецких, французских, австрийских, голландских, испанских правителей. В 1867 г. Лондонская конференция провозгласила Люксембург суверенным и нейтральным государством (в 1948 г. статья о нейтралитете была изъята из конституции государства). Люксембург – конституционная монархия, с 1890 г. трон принадлежит династии Нассау.
– Это не мой подход. Нужно приветствовать то, что компании делают в технологической, финансовой области. Нужно ли обеспечить следование закону, эффективное сотрудничество, прозрачность деятельности. Я никогда не использую слова типа «давление». Крупные международные компании приносят пользу человечеству, они хороши для его будущего, много делают для развития общества. Необходимо лишь обеспечить следование единым правилам, нельзя использовать ни интернет, ни блокчейн, ни другие технологии, ни финансовые операции (а работа финансовых организаций сегодня тоже во многом связана с технологиями) для нарушения закона. Верховенство права – это самое главное.
– Я тут не вижу противоречия, потому что трансграничная деятельность – явление распространенное. Поэтому я полагаю, что в конечном итоге законодательство должно быть европейским или, еще лучше, международным и нужны механизмы для сотрудничества регуляторов, чтобы они схожим образом применяли регулирующие меры. Но так же обстоят дела и в традиционной финансовой отрасли. Потому мы создали, например, европейский банковский союз, где ЕЦБ осуществляет надзор за крупными банками, и я не считаю, что ситуация с блокчейном сильно отличается от этой. Мы в начале нового процесса и должны сперва посмотреть, как развивается технология, а затем выработать необходимые стандарты.
– Нужно помнить, что криптовалюты не гарантированы государством, в качестве средства платежа они похожи на бартерный обмен в далеком прошлом. То есть они не обеспечивают той безопасности, что дают официальные деньги.
– Борьба с отмыванием денег, финансированием терроризма и преступной деятельности очень важна, она должна оставаться одним из ключевых приоритетов любой цивилизованной страны. И нужно сделать так, чтобы финансовые услуги, как традиционные, так и новые, не использовались в этих целях. Думаю, с эффективным регулированием бирж и новых технологий это возможно. Блокчейн позволяет отследить каждый шаг участников операции, поэтому осуществлять надзор в этой области можно даже эффективнее, чем в традиционной. Некоторые криптовалютные платежные системы уже регулируются – в Японии, Люксембурге; они должны доказать регуляторам, что у них внедрены те же механизмы контроля, что и в традиционных банках. Да, существует беспокойство, как и в любом секторе финансовой отрасли, и законодатели с регуляторами должны найти на эти вопросы технические и правовые ответы.
– Как я уже говорил, у нас не было специального законодательства ни для криптоактивов, ни для деятельности, связанной с блокчейном. Мы посмотрели, достаточно ли существующих норм. Министерство финансов и регулятор пришли к выводу, что закон о платежных услугах предоставляет подходящую правовую основу для выдачи Bitstamp и [японской криптобирже] bitFlyer лицензии как провайдерам платежных услуг. В ходе обсуждения с люксембургскими регуляторами эти биржи пришли к выводу, что они могут соответствовать критериям обычных провайдеров таких услуг и привели свою деятельность в соответствие с этими критериями. В том числе в сфере борьбы с отмыванием денег (AML), требования «знай своего клиента» (KYC). Иначе они не получили бы лицензию. Закон был принят еще в 2009 г., я вносил его в парламент, и тогда вопрос с блокчейном вообще не стоял. Подобный подход позволяет обеспечить единые правила игры для всех – и традиционных участников, и новых. Это важно, я считаю.
При этом регулирование в Люксембурге достаточно строгое, там нельзя делать все, что хочешь. Это вопрос репутации страны. Регуляторы в Люксембурге серьезные, но открытые новым идеям и технологиям.
– Я думаю, нельзя сравнивать Люксембург с BVI – это два разных мира. В финансово-технологической сфере мы готовы сотрудничать в области и блокчейна, и даже ICO с теми, кто намерен серьезно работать в регулируемом международном финансовом центре. И мы видим тенденцию к перетоку из слаборегулируемых финансовых центров за пределами Европы в европейские – например, в секторе инвестиционных фондов. Сектор ICO находится лишь в начале своего развития, Люксембург может и здесь сыграть свою роль, если эмитент хочет быть серьезным финансовым игроком в Европе. Сегодня в Люксембурге уже можно проводить ICO под надзором регуляторов; но если хочешь делать это на Диком Западе, то, пожалуйста, можно пойти куда-то еще. Поскольку Люксембург – часть ЕС, то, организуя там ICO, получаешь панъевропейское размещение; хотя это и более сложный процесс, потому что нужно соответствовать регулирующим нормам. А если эмитируешь токены через BVI и пытаешься продать их жителям стран ЕС, такое размещение не будет соответствовать законам ЕС и можно угодить в тюрьму. Есть еще одна возможность: если токены предназначены для продажи в странах за пределами ЕС, где нет регулирования, например в Африке, ICO может провести зарегистрированная в Люксембурге структура (и уже было несколько таких размещений). В этом случае применяются люксембургские законы по отношению к компании, но не применяются законы, защищающие права европейских инвесторов, потому что ICO ориентировано не на них и продавать токены, например, в Германии, нельзя.
– Даже если криптовалюты были элементом пузыря, они будут существовать и дальше. Они, повторюсь, никогда не заменят деньги, гарантированные государством и выпускаемые центробанком, но это средство платежа, инструмент, который могут использовать некоторые люди, и это надо принять как реальность. Будут взлеты и падения, с криптовалютами связаны риски, мы должны прийти к общему пониманию того, что все это означает. Но, думаю, они останутся надолго, что не соответствует приведенному вами примеру. Что касается блокчейна, то я не технический специалист, чтобы оценивать его перспективы и область применения. Но его нельзя игнорировать, потому что он уже существует. Он открывает новые возможности, а их всегда надо использовать. И так со всеми технологиями, которые появились за последние десятилетия, – интернет, самоуправляемые автомобили и др.: у них есть риски и некоторые отрицательные побочные эффекты, но они позволяют нам добиться прогресса в коммуникациях, науке, медицине. Поэтому никогда не надо останавливать технологический прогресс – это было бы очень плохо для человечества.
– Я никогда не комментирую законы других стран. Я могу только повторить, что, во-первых, законодательство должно следовать за технологиями. А во-вторых, необходим обмен мнениями на международном уровне, как наилучшим образом это регулировать. Я активно призываю Евросоюз создать европейскую правовую основу для этого явления, но, поскольку цифровой мир не заключен в европейских границах, его надо обсуждать на международном уровне с участием крупных игроков, таких как США, Россия, Китай и др.
Уроки кризиса и новые риски
– Как и из любого кризиса, был извлечен ряд уроков. Чтобы обеспечить устойчивость банков, были установлены новые требования к капиталу, ограничены рискованные операции и создан более скоординированный надзор трансграничной финансовой деятельности. Это три главных вывода, сделанных из кризиса 2008 г.
– Я не согласен с тем, что европейский банковский сектор слаб. Он гораздо сильнее, чем до кризиса, и в нем осуществляется хороший надзор.
– Я не разделяю такой оценки. Как я сказал, финансовая отрасль стала гораздо сильнее и все ее участники после 2008 г. доказали, что могут действовать вместе, а люди могут ей доверять. Она достаточно сильна, чтобы перенести возможный внешний шок.
– Самый большой риск, наверное, геополитический. Мы также должны обеспечить в ЕС и еврозоне более четкую координацию в области бюджетной и экономической политики, чтобы проблемы в одной стране не распространялись с тяжелыми последствиями по другим.
– Санкции – это следствие ряда геополитических событий. Поэтому не стоит концентрировать свое внимание на том, что что-то может или не может случиться. Необходимо вести постоянный диалог, чтобы найти решение тех проблем, которые и породили санкции. Все остальное – это спекуляции.
– Для диалога нужны две стороны. Элементы диалога есть – например, встреча летом канцлера Германии и президента России, другие события – это положительное движение в этом направлении. Вопросы, требующие обсуждения, сложны, легкого решения нет. Но Европе нужна Россия, а России нужна Европа, потому что мы живем на одном континенте.
– Я не рассуждаю о возможных будущих мерах. Думаю, нужно направлять усилия (и европейские лидеры это делают) на поиск решения проблем, которые и привели к введению санкций. Это полезнее, чем спекулировать, что может случиться в будущем. К тому же есть много других вопросов, помимо геополитических, которые нужно решать вместе, – например, с теми же цифровыми активами. Это может послужить инструментом, который позволит воздержаться от возведения новых стен вместо тех, что мы разрушили 30 лет назад.
– Такого, конечно, быть не должно. (Смеется.)