Андрей Звездочкин: «Нам удалось не расползтись по соседним рынкам»

Гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин рассуждает о конкуренции инвестбанкиров в условиях санкций, рассказывает, какие доходы приносят компании богатые клиенты, и объясняет, зачем он увеличивает штат
Гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин
Гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин / М. Стулов / Ведомости

Андрей Звездочкин привык работать с состоятельными клиентами. Этому делу он посвятил восемь лет в некогда самой успешной инвесткомпании «Тройка диалог» (сейчас – «Сбербанк CIB»), а в 2012 г. возглавил компанию «Атон» Евгения Юрьева, которая после продажи в 2006 г. большей части своего бизнеса Unicredit Group осталась существовать как небольшой брокер для розничных инвесторов. Но в прошлом году «Атон» почти вдвое расширил штат и стал активным организатором сделок на Московской бирже. Звездочкин рассказал «Ведомостям», как ему удалось за четыре года построить бизнес с состоятельными клиентами, который дает большую часть прибыли компании, почему «Атон» – это инвестбанк и как ему удается конкурировать с госбанками на российском рынке.

– С середины 2014 г. рынок инвестбанковских услуг в России в кризисе: для крупнейших качественных российских компаний закрыты рынки капитала – в результате зарубежные инвестбанки в разы сократили деятельность в России, а российские берутся за любые сделки. В прошлом году «Атон» также активно участвовал в организации большинства сделок – особенно насыщенным был конец года. За ноябрь и начало декабря на Московской бирже прошло целых три IPO: НПФ «Будущее», «Русснефти» и «Европлана». Сейчас год только начался, но вы были одним из организаторов SPO Трубной металлургической компании. Расскажите, как все это удается.

– В последние годы мы прошли большой путь в вопросе организации сделок, начиная с размещения акций Московской биржи в 2013 г. И все это время мы использовали все наши возможности для достижения целей наших клиентов. Все сделки, которые мы получили в этом году: «Руcснефть», пенсионная группа «Будущее», SPO «Европлана» и Промсвязьбанка, – это результат того, что мы когда-то делали хорошую работу для наших клиентов.

– У нас есть цель: мы хотим стать лучшим работодателем в индустрии в России. И, действительно, у нас большое количество людей, которые раньше работали в «Тройке». Я и сам восемь лет жизни посвятил работе в этой уважаемой компании. Но я хотел бы расставить правильно акценты: в «Атоне» было много профессиональных людей и до моего прихода, и многие из них остаются, это очень важно для меня. Кроме того, в компании работает большое количество профессионалов из «Ренессанс капитала», Альфа-банка, Merrill Lynch, Morgan Stanley, JPMorgan, Citi и Deutsche Bank.

– Конец года и правда был богат на сделки. По данным Bloomberg, мы в 2016 г. делим 1-е место по количеству сделок на Московской бирже с «ВТБ капиталом», по объему мы на 3-м месте с долей рынка 17%.

Важный аспект тот, что с момента основания компании в 1991 г. «Атон» специализируется на инвестиционном рынке. Нам удалось сохранить фокус и не расползтись по соседним рынкам: коммерческому банковскому, страховому и пенсионному. Как мы видим сейчас, модель финансового супермаркета дает сбои по всему миру, а специализация – серьезное конкурентное преимущество в любом деле.

И в каждой сделке мы стараемся превзойти ожидания наших клиентов. Судя по отзывам компаний, нам это удается. Рекомендации эмитентов, для которых мы делали сделки, приводят к тому, что мы получаем новые мандаты.

– Что значит превзойти ожидания ваших клиентов? Можете привести примеры?

– Например, при IPO «Русснефти» количество индивидуальных инвесторов, которых мы привлекли, на порядок превысило число инвесторов, привлеченных другими участниками размещения.

Вы видите 5% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам