Билл Уинтерс: «Мне смешно, когда говорят, что мы безопасная гавань»

Билл Уинтерс за год вывел из убытков банковский бизнес Standard Chartered, а теперь готовится к последствиям Brexit
Генеральный директор Standard Chartered Билл Уинтерс/ Simon Dawson / Bloomberg

Я никогда не собирался быть банкиром», – признается 54-летний Билл Уинтерс, который сделал блестящую карьеру в финансовом секторе и в июле 2015 г. возглавил британский банк Standard Chartered. Уинтерс всегда хотел быть дипломатом (американец получил степень бакалавра по международным отношениям в Колгейтском университете в Гамильтоне, штат Нью-Йорк. – «Ведомости»), но его материальное состояние не позволило подступиться к дипломатическому образованию. Он выбрал программу стажировки для выпускников в JPMorgan Chase, в котором потом управлял инвестбанковским бизнесом.

Тяжелое расставание

Придя в JPMorgan в 1983 г., Уинтерс сначала работал с небольшими нефтегазовыми компаниями в Техасе и Оклахоме. Поворотным моментом для него стал перевод в новое подразделение банка по операциям с деривативами. В 1992 г. Уинтерс переехал в Лондон, чтобы возглавить местное подразделение деривативов, остался там жить и даже обзавелся двойным гражданством. Во время кризиса он помог JPMorgan избежать крупных убытков с проблемными ипотечными ценными бумагами, но все равно был уволен из банка – из-за разногласий с генеральным директором Джеймсом Даймоном. При этом Уинтерс считался одним из преемников Даймона, и уход из банка до сих пор мучит его: «У JPMorgan замечательный бизнес. Я любил его даже в последние дни, хотя это было непростое время».

Standard Chartered Plc

Банковская группа
Акционеры (данные Bloomberg на 4 июля 2016 г.):
Temasek Holdings Private Ltd (15,75%), остальное в свободном образении; крупнейшие институциональные инвесторы - Aberdeen (6,41%), Dodge&Cox (5,66%), Franklin Resources (5,27%).
Капитализация – $26,9 млрд.
Финансовые показатели (2015 г.):
активы – $640,5 млрд,
капитал – $48,5 млрд,
чистый убыток – $2,2 млрд.


Образована в 1969 г. в результате слияния Standard Bank of British South Africa и The Chartered Bank of India, Australia and China. Первый был основан в 1862 г. Джоном Патерсоном и начал свою деятельность в Капской провинции Южной Африки. Банк финансировал разработку алмазных и золоторудных месторождений. The Chartered Bank был основан в 1853 г. Джеймсом Уилсоном по указанию королевы Виктории и играл значительную роль в развитии торговли со странами Востока. Standart Chartered заняла 516-е место в списке крупнейших публичных компаний Forbes Global 2000 в 2016 г.

Без финансовой алхимии

В Standard Chartered Уинтерс может вспомнить старую мечту и почувствовать себя немного в дипкорпусе – финансовом: банк работает в Азии, Африке и на Ближнем Востоке (кстати, ему «всегда нравились эти регионы»). Уинтерс покинул JPMorgan в 2009 г. и за шесть лет мог оказаться на службе у нескольких конкурентов Standard Chartered, включая Barclays и Credit Suisse, где тоже менялось руководство. Он претендовал на работу там, но не так чтобы «очень стремился вернуться» в банковский сектор» и продолжал управлять собственным хедж-фондом. В Standard Chartered Уинтерса помимо географии привлекла «возможность заняться реальным банковским бизнесом», а не «финансовой алхимией», как у тех, кто очень сосредоточен на инвестбанкинге.

Благодаря предыдущему гендиректору Питеру Сэндсу Standard Chartered перенес кризис 2008 г. лучше большинства конкурентов. Но в то же время банк в это время активно занимался кредитованием, что сделало его более уязвимым в условиях замедления экономики азиатских стран и циклического снижения цен на сырье. Однако трудности, связанные с финансированием международной торговли и кредитованием на развивающихся рынках, Уинтерс считает простыми в сравнении с жизненно важными проблемами инвестбанков. «Задача в том, чтобы поправить дела банка в нелегкие времена, а не в кардинальной смене бизнес-модели», – отмечает банкир.

Не стать заложником

Standard Chartered ориентируется на создание крепких отношений с клиентами, утверждает Уинтерс. Но банкир видит и оборотную сторону: можно оказаться «заложником этих отношений».

Недавно генеральный директор Standard Chartered выразил крайнее недовольство 1500 менеджерам банка, призвав их победить «раковую опухоль» – самоуспокоенность и слабый контроль, с которыми он связывает чрезмерные расходы и конфликт интересов. Нелицеприятным выступлением Уинтерс хотел очертить границы дозволенного. Не реагируя резко, вы фактически разрешаете экспериментировать с этими границами, считает банкир.

В комиссии Джона Викерса

Сэр Джон Викерс утверждает, что опыт Уинтерса в банковском бизнесе добавил «блестящее понимание рынка и дисциплину» его независимой комиссии, которая занималась регулированием британского финансового сектора после кризиса. «Многие из наших идей были откинуты, так как Билл Уинтерс мог предвидеть, что они попросту не сработают, – говорит он. – У него очень резкий стиль, это правда, но, учитывая его легкую манеру общения, отношения с остальной частью комиссии установились очень продуктивные».

Американские и британские регуляторы продолжают в отношении Standard Chartered расследование о нарушении санкций против Ирана и неэффективной борьбе с отмыванием денег. Но Уинтерс заверяет, что Standard Chartered «добился значительного прогресса» в исправлении ситуации и теперь даже обучает другие банки.

Уинтерс улучшил баланс банка, проведя допэмиссию акций на 3,3 млрд фунтов в 2015 г.; пытается реструктурировать бизнес, сократив 15 000 из 86 000 сотрудников, а также избавляется от проблемных кредитов на миллиарды долларов.

В прошлом году Standard Chartered получил годовой убыток ($1,5 млрд до уплаты налогов) впервые с 1989 г., но уже в I квартале его доналоговая прибыль составила $589 млн. Уинтерс уверен в способности банка «выдержать довольно мрачный сценарий» и хочет снова сделать его «растущим, а не уменьшающимся в размере игроком». Управление частным капиталом – одна из ключевых специализаций Standard Chartered, и в 2020 г. CEO хочет увеличить активы под управлением банка с сегодняшних $60 млрд до $100 млрд с лишним.

Standard Chartered необходимо определиться, на каких из 35 стран ему следует сосредоточиться, считают аналитики. Но Уинтерс делает ставку на создание платформы, которая будет хорошо работать везде, а для этого планирует усовершенствовать «несколько устаревшие и разрозненные» технологии. И Уинтерс отмечает силу бренда банка – не редкость, когда ему хранит верность не одно поколение в семьях клиентов: «Standard Chartered очень звучный бренд. Мы должны быть осторожными, чтобы не разрушить его».

После Brexit

Котировки акций Standard Chartered в отличие от многих его конкурентов выросли после референдума о выходе Великобритании из ЕС. По мнению некоторых аналитиков, благодаря Brexit банк может оказаться в относительно выигрышной ситуации из-за отсутствия операций на европейских рынках. По мнению Уинтерса, Standard Chartered сможет извлечь выгоду, если транснациональные корпорации тоже сосредоточатся на развивающихся рынках вместо Европы, которая трещит по швам.

Но поводов для опасений хватает. «Мне смешно, когда говорят, что мы безопасная гавань», – удивляется Уинтерс. Он уже предупредил: если в результате выхода из ЕС банковский сектор страны будет обложен дополнительными налогами, Standard Chartered подумает над тем, чтобы перевести штаб-квартиру за пределы Великобритании. Банкир обеспокоен настроениями многих сторонников Brexit – он боится, что к крупным кредиторам будут относиться «как к свинье-копилке, в которую можно залезть в случае необходимости».

Из-за Brexit Лондон столкнется с «неявными дивестициями», считает Уинтерс. Иными словами, никто не будет сейчас открывать в Великобритании новый бизнес: слишком велика неопределенность. Но Уинтерс не видит причин, «почему бы Лондону не оставаться центром для управления капиталом, пенсионных фондов и страхования».

Заслуги перед короной

Три года назад Уинтерс был награжден званием Командора ордена Британской империи за заслуги перед экономикой страны. Он состоял в независимой комиссии сэра Джона Викерса, которая призывала британские банки отделить розничный бизнес от инвестбанковских подразделений, и это радикальное правило была принято. Кроме того, Уинтерс вместе со своей женой Андой – заметные фигуры в культурных кругах Лондона: он помог супруге основать экспериментальный театр Print Room в Ноттинг-Хилле.

Перевел Алексей Невельский