Соцсети для трейдеров помогают научиться работать на бирже
Они могут способствовать развитию рынка частных инвестицийОтношения на доверии
Идея о том, что торговля на бирже – это доступно и просто, постепенно становится нормой жизни. Об этом говорит рекордный приток частных инвесторов на Московскую биржу, спровоцированный в том числе появлением высокотехнологичных брокерских сервисов. Драйвером дальнейшего развития отрасли, улучшения клиентского опыта и имиджа фондового рынка в целом может стать социальный трейдинг, существующий на стыке социальных медиа и торговли ценными бумагами.
Несмотря на очевидную уберизацию брокерских услуг, социальный трейдинг в России только начинает набирать обороты. Если в России в фондовый рынок вовлечено 1,5% населения, то в США – 55%, и 25% занимаются трейдингом, используя социальные сети. Это во многом объясняется прозрачностью рынка акций, открытостью компаний и обилием информации об эмитентах.
Немаловажный вклад в это информационное поле вносят различные интернет-ресурсы, на которых частные инвесторы общаются друг с другом, обсуждают инвестиционные стратегии и торговые идеи.
Один из них – Seeking Alpha. Подобный ресурс – находка для частного инвестора, который не может себе позволить подписку на профессиональные информационные ресурсы типа Bloomberg. Любой пользователь может написать здесь статью, например, по акциям Facebook, а другие посетители – прокомментировать. Дополнительный вес автору статьи придает наличие акций Facebook в его инвестиционном портфеле. Все понимают: одно дело придумать идею и совсем другое – положить деньги на стол. Недавно у автора самого успешного канала на этом портале выручка от подписок перевалила за $1 млн.
Разница в подходах
Классического представления о социальном трейдинге не существует. Он может жить на профильных форумах, в веб-терминалах, внутри брокерских сервисов и без привязки к конкретному бизнесу. Основное требование к социальному трейдингу – обеспечить открытое общение между инвесторами любого уровня, от новичков на бирже до продвинутых гуру. Другая важная особенность – возможность копировать сделки более успешных инвесторов, а не только наблюдать за их торговыми стратегиями. Опытные инвесторы могут получать дополнительный доход в виде комиссий от своих подписчиков.
В России социальные сети для трейдеров стали появляться в 2000-е гг. но только сейчас благодаря инициативе технологически продвинутых брокеров это явление начинает масштабироваться. Новая волна социального трейдинга предполагает бесплатный доступ к общению с другими инвесторами прямо со своего смартфона, внутри мобильного приложения, ориентируется на максимально широкую аудиторию и все биржи мира. Брокеры используют социальные сети не столько для заработка, сколько для более глубокого изучения потребностей клиентов и улучшения их пользовательского опыта.
Социальный трейдинг в России – это, как правило, платные услуги, основанные на автоследовании: брокеры зарабатывают на комиссиях от каждой скопированной сделки и делятся частью этих комиссий с трейдерами. В частности, платформа Comon.ru от ИК «Финам» зарабатывает за счет подписок на услуги автоследования и торговых сигналов. Другие игроки брокерского рынка заметно сужают круг общения инвесторов и ориентируются, например, только на состоятельных клиентов. Такие правила, например, в социальной сети Aton Space инвестиционной группы «Атон». Она не предполагает автоследования, но предназначена для клиентов с порогом входа $100 000. Еще одной популярной площадкой для общения инвесторов в России является блогерская платформа Smart-Lab.ru с аудиторией более 40 000 человек. Но пока у этого проекта нет бизнес-составляющей и конкурировать наравне с брокерскими сервисами он не может. В сентябре на рынок социального трейдинга вышел «Тинькофф», чья бесплатная социальная сеть «Пульс» в мобильном приложении «Тинькофф инвестиции» за две недели c момента запуска собрала несколько сотен тысяч подписок.
Если в России число подписчиков соцсетей для инвесторов насчитывает сотни тысяч (адекватной статистики этой аудитории до сих пор нет), то на международном рынке речь идет о миллионах клиентов. Только в E-toro, запущенной в 2007 г. в Израиле, уже более 10 млн пользователей из 140 стран. В отличие от других подобных сервисов соцсеть не берет комиссий за автоследование, монетизация осуществляется за счет более широких спредов на сделки. Такой же широкий список бумаг, включая акции американских компаний и фьючерсы на главные фондовые индексы США, Европы и Азии, предлагает инвесторам немецкая социальная платформа Ayondo.
Другие популярные иностранные соцсети для инвесторов – Zulu Trade и Tradeo – ориентируются на рынок форекс. При этом у Zulu Trade нет своего брокера: чтобы стать пользователем этой сети, нужно открыть счет у стороннего брокера и привязать его к счету социальной платформы. В этом смысле Zulu Trade уступает Tradeo, у которой есть собственный брокер, плюс помимо онлайн-общения между инвесторами в специальном чате сервис предоставляет клиентам графики для анализа торговли других трейдеров и общий рейтинг настроений всех пользователей. На платформе также есть опция автоследования, которую клиенты могут по желанию отключить и просто наблюдать за стратегиями других участников.
В зарубежном социальном трейдинге также есть предложения, направленные на алгоритмическую торговлю через самостоятельно написанных роботов. Например, сервис iSystem предоставляет пользователям доступ почти к 2000 автоматизированных торговых систем через десятки брокеров, которые торгуют всем – от фьючерсов до еврооблигаций и золота.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.