Реформу пенсионных накоплений может спасти софинансирование
Какие старые принципы нужно использовать в новой пенсионной системеПравительство и Центробанк предлагают запустить новую пенсионную систему. Единственный известный на сегодня факт – она будет полностью добровольной, автоматического включения граждан не предусматривается. «Основное [в законопроекте] будет – отказ от любых средств принуждения граждан к вступлению в систему», – сказал замминистра финансов Алексей Моисеев на мероприятии Мосбиржи.
Ранее, еще при анонсировании системы ИПК, мы проводили подсчеты: при автоподписке в ней в первые годы участвовало бы около 10 млн человек – работники средних и крупных предприятий. А при отказе от автоподписки в систему ИПК будет вовлечено не более 1 млн человек.
Между тем есть один ход, который позволит соблюсти принцип добровольности и одновременно в разы увеличить число участников новой системы. Это софинансирование пенсии.
Результаты софинансирования
В России с октября 2008 г. работает программа государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет средств фонда национального благосостояния. Но сейчас она уже закрыта для вступления. Однако статистики собрано достаточно, чтобы проанализировать результаты программы и сделать выводы.
При запуске правительство взяло на себя обязательство удваивать каждый добровольно уплаченный взнос – правда, с ограничением: не менее 2000 и не более 12 000 руб. в год. Взносы лиц пенсионного возраста, отложивших выход на пенсию, увеличивались при этом в 5 раз (до 60 000 руб., включая взнос самого участника). Плательщики также получили право на социальный налоговый вычет с лимитом возврата до 15 600 руб. в год и учет дополнительных расходов софинансирования со стороны работодателя для сокращения налога на прибыль. Софинансирование добровольных взносов каждого участника прекращается через 10 лет после первого платежа.
В итоге в программу вступило 15,9 млн человек – каждый пятый обладатель накопительного пенсионного счета. Но реальными участниками – теми, кто сделал первый взнос, – стали 2,5 млн человек, то есть менее 16% от всех подавших заявления.
Всего по итогам 10 лет реализации программы люди добровольно отложили на будущую пенсию 61,2 млрд руб. Правительство добавило 59,6 млрд руб., а еще 1 млрд руб. – работодатели, что в совокупности составило 121,8 млрд руб., из которых 1,01 млрд руб. уже выплачен в виде срочных и единовременных выплат. Средний взнос плательщиков за всю историю оценивается в 23 500 руб. Исходя из весьма консервативных прогнозов Пенсионного фонда России (ПФР) на 2019–2022 гг., можно оценить, что к моменту завершения программы в 2026 г. общий объем поступивших взносов достигнет 163 млрд руб.
При запуске программы число ее активных участников и уплаченные дополнительные страховые взносы росли. Но в последние годы оба показателя неизменно сокращаются. Почему так происходит?
Безусловно, важную роль играют естественные демографические процессы. Но не меньшую – то, что популяризацией софинансирования активно никто не занимается: ни ПФР, ни негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Отсутствие интереса со стороны пенсионных провайдеров связано с бюрократическим несовершенством программы. Информация о взносах поступает в фонды в период до семи месяцев с даты уплаты. Без консультации со стороны ПФР или НПФ легко допустить ошибки при перечислении: средства необходимо уплатить в бюджет регионального отдела ПФР (по месту жительства), а потом предоставить подтверждающие платежи документы (к счастью, с недавних пор достаточно электронного документа).
Создать интерес
Если же учесть и убрать недостатки существующей госпрограммы и внедрить в дополнение к добровольности еще и принцип софинансирования вкупе с повышением предела по налоговому вычету, то можно существенно увеличить вовлеченность граждан. Для этого, разумеется, потребуется дополнительная серьезная поддержка в СМИ, на телевидении и в социальных сетях, взаимодействие с работодателями – люди должны знать, что они получат в дополнение к тому, что будут откладывать сами. Варианты совместного финансирования будущей пенсии не обязательно устанавливать в соотношении 50 на 50. Более того, ставка государства может быть плавающей: чем больше человек откладывает на старость, тем больше государство предоставляет ему дополнительных средств. Хорошо бы не забыть и звучавшие при обсуждении ИПК опции досрочного использования пенсионных сбережений. Это детали, которые можно обсуждать с участниками рынка при принятии основного решения – включения принципа софинансирования в новую пенсионную систему.
В последнее время высказывались инициативы по возрождению программы. Так, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в июле заявила, что нужно восстановить право на вступление в программу софинансирования и продлить ее. До этого одна из саморегулируемых организаций НПФ (НАПФ) предложила реформировать обязательное пенсионное страхование – обязать работника платить 2%, работодателя – еще 2% и добавлять от правительства 1%. По подобному принципу с 1 января запущена обязательная накопительная система в Грузии.
Надеемся, что разработчики следующего пенсионного законопроекта, который будет вот-вот представлен общественности, учтут опыт нескольких лет и пожелания участников рынка и рассмотрят вопросы реальных материальных стимулов в новом варианте добровольного пенсионного обеспечения россиян. Это будет точный и грамотный ход с точки зрения имиджа власти, поддержки пенсионной отрасли и развития внутреннего финансового рынка, влияющего на стоимость займов.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.