Как закон об ипотечных каникулах повлияет на работу банков
Станут ли они закладывать возросшую неопределенность в ставки по кредитамВ августе в силу вступит закон об ипотечных каникулах. Он позволяет заемщикам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, например потеряли работу, приостановить исполнение обязательств по ипотечному кредиту на срок до шести месяцев. В этот период банк не имеет возможности накладывать какие-либо ограничения на квартиру, а общая дата погашения кредита сдвигается на соответствующий срок.
Цель закона понятна – помочь наименее защищенным слоям общества, которые в проблемной ситуации не смогут легко переключиться на альтернативные источники средств для погашения кредита. При этом закон перекладывает часть неопределенности с заемщиков на банки. Какие действия в этой связи предпримут кредитные организации?
Для банков это означает, что сроки погашения ипотечных кредитов теперь могут не только сокращаться, но и удлиняться, и повлиять на это банки не могут. В результате у них может возникнуть незапланированная необходимость фондировать свои активы более длительное время. Это увеличивает их подверженность процентному риску, поскольку стоимость привлечения средств со временем может вырасти, а процент по ипотечному кредиту чаще всего фиксирован. В этом случае банк понесет убытки.
Полная приостановка всех платежей по кредиту также означает, что у банка на срок до полугода ограничивается доступ к источнику ликвидных средств, которые могут ему понадобиться, например, для своевременного исполнения обязательств по выплатам вкладчикам и держателям текущих счетов. Из-за этого банк либо будет нести дополнительные издержки для повышения ликвидности активов в случае возникновения дополнительной потребности в них, либо увеличит подушку ликвидности, ограничив кредитование.
Также у банков возникает дополнительная неопределенность в части стоимости активов в залоге: если на рынке происходит обвал цен на недвижимость, а заемщик перестал платить и на полгода «ушел на каникулы», банку ничего не остается, как наблюдать обесценение залога – никакие другие действия тут невозможны.
По замыслу все эти негативные для банков эффекты должны быть компенсированы тем, что значимая доля заемщиков сможет за время предоставления кредитных каникул решить свои проблемы и вернуться к нормальной платежной дисциплине. Это должно снизить уровень дефолтности и, как следствие, премию за кредитный риск, что будет выгодно и банкам, и заемщикам.
При нормальном течении событий в случае возникновения трудных ситуаций у отдельных заемщиков описанные выше негативные и позитивные эффекты не должны оказать значимого влияния на кредитную организацию. Если взглянуть на ситуацию ретроспективно и предположить, что с учетом всех ограничений закона половина заемщиков в просрочке воспользовалась бы каникулами, их доля от всех заемщиков в среднем за экономический цикл не превысила бы 2–3%. Причем, согласно нашим исследованиям, более 50% заемщиков возвращаются к нормальной платежной дисциплине уже в течение первого квартала после возникновения просрочки. Таким образом, доля долгосрочных проблемных заемщиков – кандидатов на ипотечные каникулы на все шесть месяцев не должна заметно превышать 1%. В перспективе легализация «трудной ситуации» увеличит долю проблемных заемщиков, но, вероятнее всего, она останется относительно невысокой.
Аналогичный анализ острых экономических кризисов при этом демонстрирует, что доля «ушедших на каникулы» заемщиков может заметно превысить 10% от портфеля – такого уровня достигала доля просроченных кредитов в кризис. Такое изменение профиля портфеля активов в совокупности с потенциальным бегством депозитов, обесценением стоимости залогов и ростом процентных ставок может нанести значимый удар как по прибыльности банка, так и по устойчивости его баланса.
Стоит ли ожидать, что в такой ситуации банки заложат в ставки по ипотечным кредитам дополнительную неопределенность в части кредитного риска, а также дополнительный риск, связанный с процентными ставками и ликвидностью? На мой взгляд, в массовом виде такой сценарий маловероятен, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Во-первых, согласно недавнему исследованию Oliver Wyman ипотечных процессов в российских банках, менее половины из них системно статистически учитывают риск ликвидности и чуть более 20% аналогичным образом работают с процентным риском. Таким образом, значимое влияние на ставку может оказать только изменение премии за кредитный риск, эффект на которую от закона будет разнонаправленным (меньше дефолтов, но больше потерь в стоимости залога) и очень ограниченным в масштабе при нормальном течении событий. Возможно, отдельные игроки скорректируют требуемые параметры обеспеченности сделок. По тем же причинам я не ожидал бы значимого воздействия на ставки от повышения волатильности доходов банков в кризисные периоды через потенциальный рост требуемого капитала.
В итоге можно заключить, что новый закон, переложив часть неопределенности с клиентов на банки, повысит волатильность банковской системы в кризисные периоды. Банки, которые до этого не предлагали своим заемщикам аналог ипотечных каникул, скорее всего, в ближайшее время не будут корректировать ставки по кредитам, взяв на себя основную часть этой неопределенности. Банки, которые и раньше реструктурировали ипотечные кредиты аналогичным образом, уже учитывают эффекты от каникул в своих ставках.
Но по мере накопления данных по практике применения нового закона не исключена коррекция условий кредитов в менее выгодную для заемщиков сторону. Это будет своеобразной платой заемщиков за возможность отдохнуть от банка «на каникулах», даже если они не собираются такой возможностью пользоваться.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.