Как изменившийся мир повлиял на наши представления об инвестициях
Положительные реальные процентные ставки, стабильный рубль и скромные ожидания – хороший момент для долгосрочных вложенийЗа 20 лет работы на финансовом рынке я привык, что состоятельные люди мыслят в долларовом эквиваленте, ориентируются на высокую рублевую инфляцию и выбирают довольно краткосрочные инвестиции. Однако парадигма, в которой мы жили, изменилась.
Валютные депозиты в надежных банках стали приносить небольшую доходность, а про инвестиции в недвижимость и вовсе слышится «плач Ярославны» – арендные ставки падают, а налоги на недвижимость, как и расходы на содержание, растут. Вероятно, пришло время обратить внимание на другие инструменты.
Из валюты в рубли
Что будет с рублем? И в какой валюте хранить свои сбережения? Пожалуй, эти вопросы волнуют всех, у кого есть деньги.
По моему мнению, на российскую валюту влияют сразу несколько факторов. Первый момент, на который стоит обратить внимание, это баланс спроса и предложения. У экспортеров дела идут хорошо, поэтому продажа валютной выручки на рынке сохраняется на приемлемом уровне. Продление соглашения ОПЕК+ позволяет надеяться, что стоимость нефти останется на уровне не ниже $50–60 за баррель, а значит, объем продаваемой (в том числе и для налоговых выплат) валюты не сократится. Этот фактор будет удерживать рубль от ослабления. С другой стороны, излишне укрепиться рублю не дают интервенции Минфина (в декабре, например, ведомство покупало на рынке по $200 млн в день).
Я полагаю, что пара «доллар – рубль» останется в равновесном состоянии. Нынешний уровень сохранится и в будущем. Что это означает? На мой взгляд, что пришло время рублевых инвестиций. Тем более что реальные процентные ставки (т. е. за вычетом инфляции) стали стабильно положительными.
Эпоха двузначной инфляции прошла
В современной истории России еще не было такой инфляции. Два года назад мало кто верил в обещания Центрального банка значительно снизить уровень индекса потребительских цен. Однако сейчас он составляет примерно 2,7% годовых. Могут быть сомнения в точности расчетов Росстата, но факт низкой инфляции остается фактом.
По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, инфляция скорее всего будет ближе к 4%. Ключевая ставка в течение года-двух, по ее мнению, будет 6–7% годовых. Как показывает практика, прислушиваться к словам руководителя ЦБ не только полезно, но и выгодно.
Если сложить все вышеназванные факторы, то получается, что рублевые облигации сейчас – выгодное вложение. Доходность в национальной валюте превышает доходность валютных бумаг. Более того, когда процентные ставки падают, цены на облигации растут. Если не вдаваться в сложные математические расчеты, можно привести такое правило: когда доходность облигаций снижается на 1 процентный пункт, ее цена растет на дюрацию (т. е. если дюрация равна 10 годам, то цена вырастет на 10 фигур). То есть чем длиннее облигация, тем значительнее она реагирует на снижение ставки.
Но есть угроза санкций. Если США этой зимой введут санкции в отношении российского госдолга, то цена бумаг пойдет вниз, а доходность – вверх. На это я могу сказать следующее. Во-первых, я считаю, что вероятность введения ограничений на покупку новых госбумаг невелика, так как необходимости в заимствованиях у России просто нет. А во-вторых, приведу слова известного инвестора и миллиардера, основателя компании Oaktree Capital Management Говарда Маркса: нет ничего лучше, чем купить у вынужденного продавца и продать вынужденному покупателю. Подтверждение этому я видел пару лет назад, когда международные агентства снизили рейтинг России до спекулятивного уровня. Крупные инвестиционные фонды были вынуждены продавать еврооблигации Сбербанка, а мы смогли купить (к сожалению, очень мало) бумаги с доходностью 20% годовых в долларах. Так что, даже если санкции введут, это просто будет отличным моментом для покупки российского госдолга по привлекательной цене.
Горизонт инвестирования растет
Еще одно наблюдение – у инвесторов постепенно меняется горизонт планирования. Я часто слышу вопрос: «Куда вложить деньги?» Но, предлагая инвестиции более чем на 2–3 года, встречал настороженную реакцию. А недавно, предложив знакомому купить еврооблигацию «Россия-47» с доходностью 5%, увидел интерес. Долгосрочные вложения перестали пугать. Инвесторы наконец-то увидели в них возможность зафиксировать определенный уровень доходности на многие годы.
Ситуация на рынке евробондов не настолько однозначна, как на рынке рублевого долга, где есть ожидания стабильной валюты и снижения ключевой ставки. ФРС США, напротив, собирается повышать ставку (ожидание – трижды за год по 25 базисных пунктов). Ставка будет расти, но инфляция пока вверх не идет; это означает, что долгосрочные процентные ставки останутся практически на том же уровне, несмотря на рост краткосрочных. Иными словами, действия регулятора будут пока оказывать влияние на короткие бонды, а долгосрочные могут оказаться более стабильными, как это ни странно.
Отношение к российским еврооблигациям выравнивается: цены российских CDS (кредитных дефолтных свопов) уже близки к ценам CDS таких стран, как Италия. Если не будет никакой форс-мажорной ситуации, то с учетом сбалансированного бюджета, приемлемого уровня цен на сырье и других позитивных факторов хотя бы одно из агентств, вероятно, повысит рейтинг России. Это будет означать возвращение инвестиционного кредитного рейтинга, что повысит спрос на российские евробонды со стороны иностранных инвесторов.
Из оптимистов в реалисты
Прошлый год инвесторы встречали с завышенными позитивными ожиданиями. Были надежды, что Дональд Трамп на посту президента улучшит отношения с Россией и снизит санкционное давление. Кроме того, инвесторы ждали, что прибыльность компаний увеличится благодаря росту ВВП и падению процентных ставок. Однако ожидания не оправдались, и российский рынок акций по итогам года оказался на нулевой отметке. Все это на фоне того, что другие развивающиеся рынки выросли примерно на 20–30% в долларовом эквиваленте.
В 2018 год инвесторы вступают в абсолютно противоположном настроении – опасаются ужесточения санкций против России. В 2017 г. результаты многих компаний не впечатляли: укрепление рубля ударило по прибыли экспортеров, бумаги которых занимают бóльшую часть фондового рынка. В 2018 г. будет новое бюджетное правило, предполагающее, что чем выше цена на нефть, тем больше Минфин будет покупать на рынке валюты. Оно будет серьезно препятствовать укреплению рубля. Даже небольшой рост ВВП и снижение процентных ставок могут дать положительный импульс компаниям. По сути, прошлогодние надежды могут исполниться в новом году.
При этом все по-прежнему считают, что российские акции остаются недооцененными относительно аналогов и приносят хорошую дивидендную доходность.
Иными словами, ситуация схожая, но без чрезмерного оптимизма со стороны инвесторов. Уверен, что осторожные ожидания значительно лучше для рынка, чем завышенные позитивные.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов