Как управление данными позволяет создать бизнес из хаоса

Многие российские финансовые институты только начинают этот путь

Ипотечный кризис 2007 г. в США и последовавшие за ним финансовые потрясения привели к изменениям на самых разных уровнях мировой финансовой системы. Одним из последних отголосков стала европейская директива о финансовых рынках MiFID II, свод правил которой занял 1,4 млн абзацев. Впрочем, регуляторный прессинг – лишь видимая часть беспрецедентных изменений. Спустя десятилетие все четче прорисовываются контуры нового фундамента мировых финансов - системы управления данными, перестраивающей бизнесы отдельных институтов и ландшафт рынков.

Процесс строительства этого фундамента, на наш взгляд, может быть схематично описан как последовательность четырех этапов - хаоса, упорядочивания, аналитики и трансформации.

На этапе хаоса вопросы управления данными в финансовых институтах не систематизированы. Возникающие проблемы затрагивают отдельных менеджеров. Чаще всего тех, кто отвечает за отчетность, розницу или финансы. Однако скоро выясняется, что нужные изменения требуют вовлеченности большей части организации и многомиллионных инвестиций. В итоге, как правило, все кончается, не начавшись: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

И… гром гремит. Отправной точкой для начала этапа «Упорядочивание» становится масштабный кризис, который и произошел на развитых рынках 10 лет назад. Несовершенство технологий работы с данными, неконтролируемое взаимное влияние различных сегментов рынка друг на друга, невозможность принятия в этих условиях взвешенных решений, помноженные на классические страх и жадность, привели к полномасштабной финансовой катастрофе.

Важнейшей реакцией стала перестройка систем управления данными. Появляется понимание, что необходимо вводить новую топовую позицию – директора по данным (Chief Data Officer – CDO). Роль CDO 1.0 - защита компании от неразберихи с данными. Типичная стратегия – централизация работы с информацией. Эра CDO 1.0 начинается сразу после кризиса 2007-2008 гг. и длится на развитых рынках до середины текущего десятилетия. Возникает понимание, что данные – это актив, а их качество – понятие многомерное. Помимо исключения искажений на всех этапах движения информации контроль качества требует полноты и постоянства получаемых данных, оперативности их получения, достоверности и возможности проследить их источники.

Отдельно стоит отметить упоминавшийся уже всплеск регуляторной нагрузки. По подсчетам McKinsey, затраты на исполнение требований регуляторов в мировом финансовом секторе составили в 2017 г. около 10% от операционных издержек, достигнув $270 млрд.

Колоссальные «непроизводительные» инвестиции в данные приводят к желанию получить от них хоть какую-то материальную выгоду. Именно бизнес, а не операционные департаменты – драйвер этой второй волны. Задачи, которые ставит бизнес, воодушевляясь примерами Google, Amazon и других интернет-гигантов, лежат, скорее, в аналитической плоскости. Этот этап можно назвать «Аналитика». Модифицируется и функция СDO. Этих CDO2.0 с расширенным аналитическим функционалом иногда так и называют – директор по анализу и обработке данных (Chief Data and Analytics Officer или даже Chief Data Science Officer). На развитых рынках этап «Аналитика» стал мейнстримом примерно в 2015 г. и, по нашим прогнозам, этот тренд останется главным минимум до 2020 г.

Однако лидеры индустрии уже сегодня шагнули дальше, обозначив начало нового этапа. Его можно назвать «Трансформация»: использование новых инструментов анализа начинает менять старые и создавать новые бизнес-модели, в основе которых совершенно новый пользовательский опыт. Функция CDO в этой связи становится еще шире. CDO3.0 самостоятельно меняют бизнес-модели, непосредственно участвуют в создании нового бизнеса. Данные как основной драйвер трансформации финансового бизнеса – это повестка ближайшего десятилетия.

К сожалению, приходится признать, что даже крупнейшие российские финансовые институты в основном находятся на начальном этапе процесса по управлению данными, в стадии хаоса или упорядочивания. Выделенная роль CDO в финансовой организации – скорее исключение, чем правило. Источники данных для разных подразделений внутри одного банка чаще всего разрозненны. Потоки внешней информации поступают независимо, и очень часто пришедшие по разным каналам данные прямо конфликтуют друг с другом. Системы верификации появляются в виде точечных решений отдельных департаментов. Основным инструментом работы с данными остается Excel.

Но даже при сохранении негативных трендов ситуация будет стремительно меняться уже в ближайшие годы. Скорость развития и удешевления технологий управления данными имеет глобальную природу. Все больший круг организаций увидит смысл в отказе от архаичных процессов работы с данными. Изменения будут подстегиваться давлением конкурентной среды. Появится все больше новых игроков, врывающихся на консервативный финансовый рынок «с черного хода», пропускающих предыдущие ступени развития и нацеленных сразу на формирование нового пользовательского опыта.

Особую роль в этих процессах будут играть регулятор и инфраструктура. Появление новых требований и стандартов в области управления данными – не очень хорошая новость для отдельных участников, так как ведет к росту издержек. Однако это благотворно для рынка в целом, во всяком случае в той степени, в которой способно вывести его из стадии информационного хаоса на более высокие уровни работы с информацией.

Акционерам и топ-менеджменту имеет смысл взглянуть на свои корпоративные стратегии под новым углом. Считаете ли вы принципиально возможным сценарий, при котором системные проблемы бизнеса становятся следствием неуправляемости в сфере управления данными? Рассматриваются ли данные в вашей организации как ценный актив? Установлена ли у вас персональная ответственность за работу с ними? Задумываетесь ли вы о возможностях построения аналитической инфраструктуры для повышения эффективности? Учитывает ли ваша стратегия хотя бы в перспективе пяти лет построение системы работы с данными для формирования у ваших клиентов нового пользовательского опыта?

Если все ответы на эти вопросы отрицательны, то, перефразируя Джона Кеннеди, можно сказать: не спрашивайте, что управление данными может сделать для вас, спросите себя, что вы можете сделать для управления данными.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов