Как инвестируют состоятельные инвесторы
В их предпочтениях нередко объединяются консерватизм и неоправданный рискЗапросы состоятельных инвесторов с активами от $0,5 млн на брокерском счете, как правило, похожи. Накопив достаточные суммы, они мыслят просто: гарантируйте права собственности, обеспечьте прозрачность портфеля, объясните и контролируйте риски и дайте доходность до 10% годовых в валюте. Ликвидность не важна – деньги инвестируются надолго и без определенной цели. Хороший инвестиционный портфель для многих – элемент эмоционального удовлетворения, спокойствия. Особенно если он прибылен. Такой инвестор, не особо желая ломать голову над деталями, доверяет деньги профессионалам в управление и терпеливо наблюдает за результатами.
Эти шаблоны не только отражают правила рационального управления капиталом, но и зачастую являются следствием финансовой моды.
В последнее время в поведении управляющих и их состоятельных клиентов наблюдаются две модные тенденции. Первая – размещение капитала исключительно в долларах. Вторая – достижение высоких доходностей через так называемые облигационные пирамиды. На мой взгляд, увлечение первой – сомнительно, а второй – опасно.
Пятьдесят на пятьдесят
Еще в середине 2014 г. на рубли приходилось две трети всех поступлений на брокерские счета. А сейчас долларовые активы занимают более 90% в портфелях наших клиентов. Отчасти это оправданно: рубль обвалился, зону евро лихорадит и само размещение в евро из-за низких ставок и ограниченного инструментария - непростая задача. Но теперь клиенты, которых я обслуживаю, как и многие другие люди, сетуют на то, что доллар никак не пойдет в рост, продолжая при этом избегать рублевых инструментов с неприятной для них доходностью.
Я предлагаю клиентам в нынешней ситуации не отказываться от валютной диверсификации. На мой взгляд, разумная пропорция инвестиций на фондовом рынке – поровну в рублях и долларах. Ведь рубль пока предоставляет больше возможностей с более высоким доходом при инвестициях через российских брокеров, чем доллар. Инфляционные, санкционные, политические риски отечественная валюта в себя уже вобрала, а тренд ее укрепления, на мой взгляд, еще не завершен. Впрочем, даже если остаться полностью в долларах, катастрофы не будет – существенных движений на валютном рынке в ближайший год не ожидается.
Ненадежное плечо
Куда более серьезные неприятности поджидают тех, кто соглашается инвестировать по схеме облигационной или кредитной пирамиды, удивительно популярной у российских клиентов. Эта технология позволяет повысить доходность инвестиций в облигации.
Конструкция операции проста и внешне устойчива: инвестор покупает облигации с долларовой доходностью, скажем, 5% годовых (наиболее популярны бонды VEB 25, Russia 43). Брокер кредитует его под залог этих бумаг, скажем, с плечом 2:1 под 3% годовых. Так что итоговая доходность становится весьма заманчивой: 5% + (5 - 3%) х 3 = 11% годовых в валюте. Особенно в сравнении с банковским депозитом. Глядя на такую арифметику, инвесторы легко соглашаются на покупку, риски приходят позднее.
Первый риск – дефолт эмитента. Чем популярнее становится облигация, тем выше цена, но ниже доходность. После обвала отечественных евробондов на рубеже 2014–2015 гг. можно было купить облигации ВТБ с доходностью 10–15%. Но в нынешних условиях за доходностью 5% годовых придется обращаться к спорным эмитентам, выпускам и кредитным рейтингам или покупать длинные бумаги с погашением через 6–7 лет и позднее. И гонка за дополнительной парой процентов к адекватной рыночной ставке (сейчас около 3% годовых) может обернуться потерей части портфеля.
Второй риск – ножницы ставок. Кредитная ставка может начать расти, делая платежную пирамиду неэффективной, а параллельно с этим дешевеют и сами бумаги, не позволяя выйти из портфеля без убытка. В нашем примере каждый процент удешевления облигации, купленной с плечом, обесценивает портфель на 3%.
Динамика цен облигаций обратно коррелирует с кредитными ставками. По нашим оценкам, ФРС США в ближайшие пару лет с легкостью доведет свою ставку с нынешнего 1 до 3%. Если портфель облигаций с погашением через 10 лет куплен с плечом 2:1, то он может подешеветь на 60%! (2% х 3 х 10 = 60%.) Причем пересидеть просадку не удастся – маржин-колл неизбежен.
Выход есть?
Чтобы зарабатывать на валютных активах, я бы предложил время от времени, в определенные моменты, играть на понижение или повышение спекулятивных инструментов (акций, валют, товаров – покупать в случае паники либо продавать без покрытия, когда игроки в эйфории).
В частности, я жду эйфории и начала падения на уже достаточно дорогом американском рынке акций. Оно наиболее вероятно в III–IV квартале текущего года. И наоборот, жду начала роста объективно очень дешевых акций «Газпрома» уже в июне-июле. В обоих случаях цены могут сместиться на 20–30% в течение полугода.
В целом же на ближайшие месяцы наиболее предпочтительна следующая тактика: держим облигации, получая купонный доход, до удобного спекулятивного момента – и тогда зарабатываем дополнительную доходность. Для этого можем как продать облигации, так и взять под них кредит, что порой выгоднее. Правильно выставленные стоп-приказы защитят от больших потерь, если цена спекулятивного инструмента все же пойдет не в ту сторону. Среднегодовая доходность такой стратегии, по моей статистике, начиная с 2011 г., – 10–25%.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.