Злостные неплательщики за коммунальные услуги не обслуживают и кредиты
Добросовестным плательщикам нужно дать возможность улучшить кредитную историюВ 2014 г. в 218-ФЗ «О кредитных историях» были внесены изменения, согласно которым поставщики жилищно-коммунальных услуг получили право передавать в бюро кредитных историй некоторые сведения о том, как получатели этих услуг их оплачивают. Состав передаваемой информации ограничен наличием судебного решения по неоплаченному долгу. Иными словами, речь идет о получении кредитными бюро негативной информации; по мнению законодателей, это должно, с одной стороны, стимулировать граждан добросовестнее относиться к своим обязательствам по оплате услуг ЖКХ, а с другой – помогать кредиторам точнее выявлять злостных неплательщиков и тем самым снижать собственные риски в розничном кредитовании.
Середина нынешнего года – время, когда можно подвести предварительные итоги законодательной новеллы и, возможно, сделать определенные выводы для дальнейшего движения.
К июлю 2016 г. правом передавать информацию воспользовались (в случае с НБКИ) 50 компаний – поставщиков ЖКУ из 10 регионов России. Проблема, как оказалось, не в отсутствии желания сообщать данные – оно есть, и достаточно серьезное. Но у среднестатистического поставщика банально нет паспортных данных пользователя – злостного неплательщика. При этом поставщики ЖКУ рассматривают передачу информации о неплательщиках кредитным бюро как весомый инструмент повышения платежной дисциплины пользователей и прикладывают к этому определенные усилия.
Это системная проблема отрасли; насколько нам известно, готовятся законопроекты, обеспечивающие предоставление поставщикам ЖКУ паспортных данных конечного потребителя.
Второй вопрос касается кредитной системы – насколько новые данные полезны для кредиторов. НБКИ провело анализ обязательств субъектов, переданных поставщиками ЖКУ. Оказалось, что по всем типам обязательств наблюдается сильнейшая корреляция. Так, если человек настойчиво не платит за коммунальные услуги, то допускает нарушения и по кредитным договорам: по потребительским кредитам – в 79% случаев, по ипотеке – в 65%, а по автокредитам – в 97%. Поэтому нетрудно предположить, что кредитор рано или поздно воспользуется представившейся возможностью сформировать правило, в соответствии с которым будет отказывать в выдаче кредита злостным неплательщикам за ЖКУ.
На первый взгляд результат говорит о правильности и полезности поправок в закон. Однако возникает вопрос: не было бы логичным, дав кредиторам «кнут» в отношении неплательщиков в виде возможного отлучения от кредитования за неисполнение обязательств по оплате ЖКУ, заодно заготовить и «пряник» для граждан? Иными словами, предоставить возможность довести до кредиторов и информацию о добросовестном исполнении гражданами договоров с поставщиками ЖКУ. Очевидно, это стало бы хорошим стимулом поддерживать положительную платежную дисциплину как по кредитным договорам, так и по коммунальным. Для этого многого не надо – достаточно разрешить передавать в кредитные бюро информацию не только по судебным решениям, но и по всему спектру платежей.
Предварительные консультации как с поставщиками ЖКУ, уже ставшими партнерами НБКИ, так и с кредиторами различных типов, а также с экспертами и аналитиками говорят в пользу этой идеи. Поэтому мы надеемся, что важная инициатива законодателей найдет продолжение на осенней сессии Государственной думы и граждане смогут получить возможность сформировать дополнительные положительные факты в своей кредитной истории.
Мнения экспертов банков, инвестиционных и финансовых компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов