Рынки скачут вместе с перепадами настроений инвесторов
При смене трендов фундаментальные показатели могут не играть особой ролиНа рынках, как и в жизни, настроение игроков может меняться довольно быстро. Страх, царивший на западных рынках акций в начале года, сменился нервным смешком. А в некоторых секторах сырьевого рынка, где шок был наиболее сильным, испуг, похоже, перешел в полноценную истерику.
Каждый, кто начал покупать сырьевые инструменты на дне рынка в конце января, без устали смеялся всю дорогу. К концу прошлой недели акции горнодобывающих компаний выросли на 75%, что стало самым значительным ростом за соответствующий период времени по крайней мере с 1994 г., когда начал рассчитываться индекс FTSE World Mining. А если этого вам покажется мало, обратите свой взор на лихорадочную торговлю мало кому известным до недавнего времени фьючерсным контрактом на стальные арматурные стержни в Шанхае – на прошлой неделе объем торгов этим инструментом превысил оборот всего китайского рынка акций.
И этот резкий перепад настроений инвесторов происходил в то время, когда рост мировой экономики демонстрировал разве что небольшие колебания, а корпоративные прибыли падали.
Осознание сущности произошедшего может быть важно для тех, кто пытается понять, выдыхается ралли последних месяцев или нет. Оно также в очередной раз демонстрирует истинную природу инвестиционного процесса: участники рынка гораздо больше следят друг за другом, чем за фундаментальными показателями.
Произошедшее объясняется просто: в январе и начале февраля инвесторы впали в чрезвычайный пессимизм. Когда же экономические данные оказались всего лишь посредственными, а не катастрофическими, как многие ожидали, инвесторы осознали свою ошибку и поспешили «перевернуться» – стали покупать сильно упавшие в цене инструменты, спровоцировав тем самым экстраординарный (а в случае с акциями добывающих компаний – рекордный) рост.
Ситуация на сырьевых рынках – наиболее яркий пример того, насколько испуганы были инвесторы. За период с 2003 г. хедж-фонды и другие участники, спекулирующие на фьючерсном рынке, никогда не были настроены столь пессимистично, по оценке Дэвида Макбейна, начальника отдела технического анализа Absolute Strategy Research.
Отношение к акциям было не столь негативным, но тем не менее ужасным. Инвесторы думали, что финансовая система катится в пропасть. Когда же они решили, что это не так (или по крайней мере пока еще не так), облегчение по своей силе было сравнимо с предшествовавшей ему паникой.
Может ли рост продолжиться? Оценки настроений участников рынка говорят, что да, по крайней мере еще некоторое время.
На сырьевых рынках ставки на рост превышают ставки на падение, но ненамного. На фьючерсных биржах США положительный настрой легко может усилиться, прежде чем оптимизм начнет выглядеть неоправданным, а рынки – перегретыми, чего, наверное, уже нельзя сказать о биржах Китая, которые, по всей видимости, охватила полноценная спекулятивная лихорадка. В Шанхае цены на стальные арматурные стержни и горячекатаные рулоны в апреле подорожали более чем вдвое, сильно выросли в цене и контракты на некоторые другие виды сырья, заставив биржи принять меры для охлаждения рынка.
Отношение инвесторов к рынкам акций изменилось с глубоко негативного на достаточно позитивное. Здесь, опять же, есть возможности для формирования более «бычьих» настроений, прежде чем можно будет начинать волноваться о том, что участников рынка охватывает необоснованная эйфория.
Конечно, настроения – это только часть истории. В более долгосрочной перспективе опасения, спровоцировавшие распродажу в начале года, не исчезли полностью, а, скорее, притупились и были перенесены в будущее. Два главных – что проблемы в экономике Китая приведут к девальвации юаня, ударив по производителям в развитых странах, и что экономика США может сползти в рецессию. Хорошие данные из Китая и США опровергли мнение о неминуемости наступления этих событий. Однако улучшение ситуации в Китае снова объясняется увеличением кредитования, что вряд ли можно считать панацеей для экономики, главный риск которой – избыточная корпоративная задолженность. А США по-прежнему демонстрируют низкие темпы роста экономики, несмотря на приличный рост занятости.
Скачки на рынках в этом году еще раз демонстрируют, как сложно инвесторам оценивать исключительно фундаментальные показатели, в то время как многие трейдеры вместо этого оценивают действия друг друга. Лучше всех об этом сказал в 1936 г. Джон Мейнард Кейнс, сравнив рынок с конкурсом красоты, на котором судьи должны выбрать не самую красивую девушку, а наиболее популярную у всех судей. Чтобы заработать деньги в краткосрочной перспективе, нужно понимать, куда толпа будет толкать рынок – вверх или вниз, а не то, что будет происходить с прибылями или экономикой.
Фундаментальные показатели, безусловно, важны в долгосрочной перспективе, но, как сказал Кейнс по другому поводу, в долгосрочной перспективе мы все умрем. Для управляющих фондами понятие «долгосрочная перспектива» – это все более укорачивающийся период времени, и даже для тех, кто может похвастаться лояльными клиентами, три года – абсолютный максимум. Недостаточная доходность означает, что клиенты быстро переведут деньги в другой фонд, а новые не придут. Поэтому неудивительно, что управляющие так пристально следят за настроениями своих конкурентов, не обращая внимания на падение корпоративных прибылей и ползущую в никуда экономику.
Перевел Михаил Оверченко
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.