Банк России высказался против двух новых инициатив по ОСАГО
Нужды расширять основания для компенсаций пока нет, а рост выплат может привести к повышению цен для 44 млн автовладельцев
Банк России высказался против двух новых законодательных инициатив – о появлении права на компенсацию ущерба автомобилю при отсутствии полиса у виновника аварии и об увеличении лимитов страховых выплат. Эти меры в текущих условиях негативно скажутся на водителях, поскольку ведут к росту стоимости полиса и уходу от справедливого ценообразования, сказал «Ведомостям» представитель ЦБ. Последняя инициатива может привести к повышению цен полиса для 44 млн автовладельцев, предупреждают в Банке России.
Два законопроекта с изменениями в ОСАГО разработал в конце 2024 г. депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, писали ранее «Ведомости». Первый вводит право на компенсационные выплаты, если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО. Сейчас пострадавший имеет право на выплату только в случае ущерба жизни и здоровью. Вторым предлагается увеличить страховые выплаты по ОСАГО: до 650 000 руб. с текущих 500 000 руб. за причинение вреда жизни или здоровью и до 520 000 руб. с 400 000 руб. – имуществу. Этот законопроект сейчас направлен на рассмотрение в комитет Госдумы по финансовому рынку, первый в нижнюю палату парламента не внесен.
Банк России разделяет обеспокоенность ситуацией, при которой автовладельцы с ОСАГО не могут получить возмещение из-за отсутствия у виновника аварии полиса обязательной «автогражданки», говорит его представитель. При этом даже компенсационные выплаты за причинение вреда жизни и здоровью людей по вине водителя, не имеющего полиса ОСАГО, сейчас повышают стоимость страховки для всех автовладельцев, продолжает он. Это объясняется тем, что такие выплаты начисляются пострадавшим из компенсационного фонда, куда все страховщики делают взносы. Следовательно, чем выше такие взносы, тем дороже при прочих равных становится ОСАГО для добросовестных автовладельцев, объясняет представитель ЦБ.
По мнению ЦБ, расширение оснований для компенсации, если она будет не только выплачиваться по жизни и здоровью, но и покрывать ущерб имуществу потерпевших, приведет к существенному росту расходов всех страхователей на покупку полисов ОСАГО. Добросовестные автовладельцы фактически будут оплачивать риски тех, кто игнорирует требования закона и не оформляет ОСАГО на свой автомобиль, объясняет представитель регулятора.
Вместо этого ЦБ предлагает защищать права добросовестных автовладельцев с помощью повышения дисциплины водителей, которые не должны выезжать на дорогу, не застраховав свою ответственность. В качестве примера представитель ЦБ приводит увеличение штрафов в этом году за езду без ОСАГО с 800 до 3000–5000 руб. Это будет стимулировать участников дорожного движения оформлять ОСАГО и соблюдать закон, считают в ЦБ. А планируемое внедрение автоматизации контроля за наличием полисов с использованием дорожных камер позволит эффективнее бороться с нарушителями, добавляет представитель регулятора.
Искоренение практики вождения без страховки должно снять задачу, на решение которой направлена инициатива по расширению права на компенсационные выплаты, заключает представитель Банка России. Вернуться к рассмотрению проекта можно в том случае, если сохранится актуальность проблемы после внедрения механизма контроля за наличием полисов ОСАГО и автоматического наложения штрафов за их отсутствие.
Второе предложение – повышение лимитов – также приведет к росту цен на полисы, считают в ЦБ. И не столько для высокорисковых водителей (для аварийных стоимость полиса и так рассчитывается по верхней границе тарифного коридора), сколько для всех остальных – это значит уход от справедливого ценообразования, когда каждый страхователь платит за свои риски. По предварительным расчетам ЦБ, предлагаемое увеличение лимитов выплат может потребовать роста всех тарифов на 10%.
Увеличение лимитов страховых выплат повысит защищенность тех автовладельцев, кто становится виновником аварий с причинением вреда на сумму больше 400 000 руб., считают в ЦБ: и это в тот момент, когда «нужно найти баланс интересов всех сторон». За 2024 г. средний размер выплаты по возмещению вреда, причиненного имуществу, составил не более 106 000 руб., а компенсации на максимальную сумму осуществлялись в 96 000 страховых случаев (менее чем 5%), приводит данные регулятор. Это означает, что примерно таким кругом «потенциальных бенефициаров» ограничены плюсы предлагаемой законодательной инициативы. При этом за весь прошлый год было оформлено около 44 млн классических полисов – именно для такого количества автовладельцев должна будет в той или иной степени возрасти стоимость страховки при увеличении лимита выплат, резюмирует представитель ЦБ.
30 января Минфин сообщил, что дал отрицательное заключение на обе законодательные инициативы. Расширение основания дли компенсаций приведет к нагрузке на резервы страховых компаний и, как следствие – к росту цен на ОСАГО. «Задача сокращения количества случаев управления транспортным средством без ОСАГО является ключевой, но ее решение не должно достигаться за счет увеличения тарифов добросовестных автовладельцев», – считает ведомство, отмечая, что для решения вопроса неисполнения обязанности по заключению договора ОСАГО могут быть рассмотрены иные меры, например внедрение камер фотовидеофиксации.
Увеличение лимитов выплат потребует соразмерного увеличения размеров базовых ставок примерно на 10% для всех автовладельцев, что создаст угрозу для финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков и приведет к снижению уровня доступности страховки, отметило ведомство.
Страховое сообщество в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) также раскритиковало две инициативы. Расширение прав на компенсацию может снизить мотивацию автовладельцев оформлять ОСАГО, и доля тех, кто не застраховал свою ответственность, вырастет. Вдобавок это создаст значительную нагрузку на компенсационный фонд, что, в свою очередь, повлияет на стоимость ОСАГО.