ЦБ описал принцип работы нового норматива ликвидности банков

Он будет учитывать национальную специфику и внутренние кризисы
О появлении нового национального норматива ликвидности председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила летом 2023 г.
О появлении нового национального норматива ликвидности председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила летом 2023 г. / Евгений Разумный / Ведомости

Банк России предлагает установить с 2026 г. новый национальный норматив краткосрочной ликвидности – он может называться Н8, говорится в новом докладе для консультаций. Норматив ориентирован на специфику российского рынка и призван улучшить уже существующий с 2016 г. базельский международный норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) – он обязывает банки накапливать подушку безопасности из высоколиквидных активов (ВЛА), которые в случае серьезного кризиса позволят исполнить свои обязательства перед вкладчиками на горизонте 30 календарных дней.

НКЛ соблюдают только системно значимые банки – их 13. Он рассчитывается как отношение высоколиквидных активов (ВЛА) к чистому оттоку (разница между ожидаемым оттоком и поступлениями) денежных средств в течение 30 дней. Для каждого из оттоков есть коэффициент, например, для физлиц норматив должен учитывать отток в размере 10% средств, юрлиц – 40%. Регуляторный минимум НКЛ составляет 100%, из-за кризиса на 2022-2023 гг. ЦБ установил банкам ряд льгот, к полному выполнению норматива они обязаны вернуться с марта 2024 г.

Почему назрели изменения

ЦБ объяснил потребность пересмотра НКЛ несколькими причинами. Первая – сценарий стресса в общемировом нормативе предполагает, что банки могут пережить глобальный финансовый кризис без помощи государства/ЦБ. В России это недостижимо: в ситуации кризиса наши банки не могут рассчитывать на рыночное рефинансирование даже своих ликвидных активов, в том числе ОФЗ, пишет регулятор. В этом случае при нехватке ликвидности ее предоставляет Банк России как кредитор последней инстанции. Отчасти именно поэтому российские банки выполняют НКЛ за счет безотзывной кредитной линии от ЦБ (БКЛ). Держать существенную часть привлеченных ресурсов в виде денежных средств и их эквивалентов банкам невыгодно, объясняет регулятор.

Вторая причина – очень жесткие требования к составу ВЛА с учетом возможности быстрой реализации в стрессе, пишет ЦБ: в России мало таких активов. Третья причина – консервативность коэффициентов оттоков. По мнению ЦБ, норматив должен быть более гибким: разовые оттоки средств из банков в кризис хоть и реальны, этот риск не должен приводить к необходимости поддержания избыточной подушки безопасности на постоянной основе даже в спокойные времена. Более того, сейчас НКЛ не учитывает национальные особенности ресурсной базы банков России: системно значимые игроки традиционно зависят от средств государства, которые в НКЛ в общем случае учитываются с коэффициентом оттока 40%. 

Еще одна проблема действующего норматива – для его выполнения банки «подсели» на БКЛ от регулятора. Доступ к  такому источнику ликвидности дестимулировал банки к автономному соблюдению норматива, признает ЦБ. 

По итогам проведенной оценки Банк России не установил существенного преобразования структуры активов/пассивов системно значимых банков за время действия норматива, признает ЦБ: в российских реалиях НКЛ не улучшил структуру балансов банков. 

Что предлагает ЦБ

В первую очередь – заложить более реалистичный уровень стресса для расчета норматива. Предлагается перейти от глобального системного и индивидуального кризисов, предусмотренных «Базелем III», к среднему системному или значительному индивидуальному кризису. Банки должны иметь определенный запас прочности в виде буфера ВЛА, а также механизмы управления риском ликвидности, чтобы преодолевать последствия среднего по силе системного стресса или индивидуального стресса без опоры исключительно на ликвидность от ЦБ. 

Также Банк России хочет изменить расчет норматива. В числителе НКЛ сейчас учитываются только ВЛА, распределенные по уровням с учетом критериев по эмитенту, рейтингу, ликвидности и т. п., а также БКЛ и активы в отдельных иностранных валютах. ЦБ планирует добавить в числитель короткие межбанковские размещения за вычетом привлечений (первыми уходят в случае стресса), средства в Банке России (депозиты до 30 дней), также регулятор предлагает вычитать обязательные платежи государству (например, налоги). Таким образом, объясняет ЦБ, в числителе будет вся доступная банку ликвидность, легко аккумулируемая в условиях стресса.

В знаменателе сейчас учитываются чистые оттоки денежных средств по активам и обязательствам банка на горизонте 30 дней. ЦБ предлагает оставить только 30­-дневные чистые оттоки клиентских денег и госсредств. 

Также ЦБ намерен расширить состав ВЛА и выделить три уровня (по степени риска, определенного на базе рейтингов национальных рейтинговых агентств, с соответствующими дисконтами), чтобы учесть больший периметр финансовых инструментов, доступных банкам для привлечения ликвидности. Например, добавить кредитные требования к корпоративным заемщикам с определенным инвестиционным классом. Но ЦБ хочет исключить акции из-за их высокой волатильности, особенно в случае стресса. По оценкам ЦБ, изменения приводят к росту ВЛА при расчете нового норматива у системно значимых банков на 1,6 трлн руб. до 9,5 трлн руб. (по данным на 1 января 2023 г.).

Также ЦБ откалибрует коэффициенты оттоков и притоков средств. Планируется выделить дополнительные категории клиентов-физлиц в зависимости от совокупной величины их средств. В новом нормативе по категории средств физлиц свыше 5 млн руб. коэффициент оттока составит 15%, от 1,4 млн до 5 млн руб. – 10%, до 1,4 млн руб. – 5%. В НКЛ коэффициента только два – 5% для «стабильных» и 10% для «нестабильных» средств физлиц, в которые в том числе входят все средства физлиц свыше 5 млн руб.

Отдельно ЦБ хочет выделить средства гособоронзаказа с коэффициентом оттока 20% (в НКЛ применяется коэффициент 40% наравне со всеми корпоративными клиентами). По остальным юрлицам (включая финансовые организации) регулятор планирует ввести градацию в зависимости от доли средств клиента в обязательствах банка. Для средств компаний, составляющих менее 1% от обязательств, предлагается ввести коэффициент оттока 20%, более 1% – 40%. Это позволит, с одной стороны, отразить поведенческие особенности различных по объему средств клиентов, с другой – заложить большее влияние оттока средств крупного клиента на риск ликвидности банка. Коэффициент оттока по госсредствам в новом нормативе откалиброван на уровне 50% – в НКЛ он составляет 40%.

Последнее нововведение ЦБ – предусмотреть более гибкий режим соблюдения норматива. Появится «оранжевая зона» между целевым уровнем норматива в 100% и его минимумом (предварительно – 80%). Попадание в эту зону приведет к экономическим последствиям для банка в виде повышенных отчислений в систему страхования вкладов. В перспективе это может быть фонд поддержки банковского сектора, идея создания которого как коллективного буфера капитала для системы обсуждается в ЦБ после 2022 г. «Оранжевая зона» даст банкам большую гибкость в работе и одновременно снизит риск нарушения требований регулятора. Предполагается, что плата за снижение норматива станет, с одной стороны, стимулирующей мерой для банка, а с другой – компенсацией за повышенные риски, которые он несет для себя и всей финансовой системы. 

Итоги теста

Калибровка нового национального норматива ликвидности проводилась ЦБ на данных 13 российских банков (9 из которых – системно значимые) за период с 2014 по 2022 г. Регулятор отметил улучшение фактического значения нового норматива относительно НКЛ у банков со значительной долей средств компаний в ресурсной базе (так как величина ожидаемых оттоков по данной категории снизится относительно НКЛ) и низкой зависимостью от госсредств.

При применении новых параметров у 10 из 13 системно значимых игроков новый норматив был бы выше, чем их текущее значение НКЛ. При этом у одного из них – существенно выше 100%. У двух происходит снижение НКЛ (что в значительной степени связано с высокой зависимостью от коротких межбанковских привлечений), один системный банк данных не предоставил. ЦБ не раскрывает названий банков.