В «Фосагро» рассказали, сколько иностранных банков принимают доллары и евро

Единственным «рабочим инструментом» из альтернативных валют в компании считают юань
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Всего пять иностранных банков продолжают принимать токсичные доллары и евро от российских компаний, рассказал заместитель генерального директора химической компании «Фосагро» Александр Шарабайко в ходе вебинара брокера «Атон» 18 января. «Валюта ходит и в долларах, и в евро в те банки, которые сегодня принимают эту валюту. Скажу честно, их осталось очень немного, наверное, на одной руке все можно сосчитать», – заявил топ-менеджер. Конкретные банки он не назвал.

«Фосагро» все еще может работать с американской и европейской валютами, потому что не входит в санкционные списки США и ЕС, пояснил Шарабайко. Персональные ограничения коснулись лишь топ-менеджмента компании, в том числе Андрея Гурьева-младшего, который покинул пост генерального директора после попадания под санкции.

Для компании также продолжает свое действие лицензия, выданная управлением по контролю над иностранными активами минфина США (OFAC), добавил топ-менеджер в ходе вебинара: она позволяет торговать с Россией в долларах рядом «гуманитарных» товаров – удобрения входят в этот список наряду с сельхозпродукцией и лекарствами.

«Достаточно быстро наши американские партнеры, как и все остальные, поняли, что без российских удобрений мир будет совершенно другим: сильно дороже будут продукты питания, сильно дороже будут многие вещи, к которым мы привыкли. Коллеги решили этим путем не ходить и выдали эту лицензию», – заявил Шарабайко.

Единственным «рабочим инструментом» из альтернативных валют он называет юань. Индийская рупия, казахстанский тенге и прочие валюты не могут покрыть текущий объем экспорта российских удобрений, говорит топ-менеджер.

Но за 12 лет работы Шарабайко в компании «Фосагро» ни разу не продавала удобрения за альтернативные валюты, говорит он: такая техническая возможность у «Фосагро» есть, но пока компания ею не пользуется. Впрочем, Шарабайко допускает, что в будущем компания может перейти на расчеты в юанях с Бразилией, потому что купленные у «Фосагро» удобрения эта страна использует для выращивания сельхозпродукции и затем в больших объемах поставляет ее в Китай. «Мы могли бы встроиться в этот треугольник, и, нам кажется, очевиден выбор альтернативной валюты», – подытожил Шарабайко.

Долларами и евро могут оперировать только банки с прямым доступом к иностранным корреспондентским счетам в данных валютах, рассказывает директор департамента управления активами УК «Ингосстрах инвестиции» Артем Майоров. Исторически маленькие банки работали с валютой в России через крупные и преимущественно дочерние российские банки глобальных организаций, но иностранцы начали сворачивать свою деятельность в России после начала спецоперации, напоминает он. На этом фоне активно развивается торговля за юани, добавляет эксперт: сейчас большинство крупных российских банков, в том числе санкционных, оперирует юанем и может осуществлять трансграничные платежи.

Согласно последним данным Банка России, в ноябре 2023 г. доллар занимал менее 5% в экспортной выручке российских компаний, евро – еще меньше. Доля юаня составила 34,5%, или $12,8 млрд в стоимостном выражении (1,2 трлн руб. по курсу ЦБ на конец прошлого года). Доля операций в рублях в экспортной выручке в ноябре была 35,3%.