НСПК обязала банки обеспечить новый способ оплаты в интернет-магазинах

Организации должны интегрировать сервис MirPay до марта 2023 года
На данный момент приложение MirPay платежной системы «Мир» для бесконтактной оплаты скачали более 10 млн раз в Google Play и 8 млн раз в AppGallery
На данный момент приложение MirPay платежной системы «Мир» для бесконтактной оплаты скачали более 10 млн раз в Google Play и 8 млн раз в AppGallery / Сергей Бобылев / ТАСС

Оператор банковских карт «Мир» – Национальная система платежных карт (НСПК) – потребовал от банков обеспечить возможность оплаты с помощью сервиса MirPay в интернет-магазинах, на их сайтах и приложениях (только для пользователей Android). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в крупных банках. Информацию подтвердил представитель НСПК. Внедрить сервис необходимо к марту 2023 г.

Оператор «Мира» распространил по кредитным организациям и торгово-сервисным предприятиям специальный технический бюллетень, который описывает алгоритм интеграции сервиса в системы оплаты покупок. Его получение «Ведомостям» подтвердили несколько крупных банков. Представители Альфа-банка, «ФК Открытие», «Тинькофф банка», «Зенита» и «Синары» сообщили о готовности распространить этот сервис на своих клиентов, которым оказываются услуги эквайринга.

Что это за сервис

Приложение MirPay платежной системы «Мир» для бесконтактной оплаты при помощи смартфона появилось в 2019 г. Сейчас оно доступно владельцам устройств на базе Android (от версии 7.0 и выше), поддерживающих технологию NFC. На данный момент приложение скачали более 10 млн раз в Google Play и 8 млн раз в AppGallery.

Добавление способа оплаты через MirPay позволит оплачивать покупки в интернет-магазинах в одно касание, объяснил руководитель «Тинькофф кассы» Сергей Хромов. При этом для самих торговых предприятий подключение бесплатное, а комиссии за прием платежей через этот сервис такие же, как и по картам «Мир», отмечает он. По его словам, для клиентов это будет выглядеть как дополнительная «кнопка»: при ее выборе система сама переадресует человека в приложение MirPay, где ему необходимо выбрать ранее добавленную карту для списания суммы покупки и подтвердить операцию. Это безопасно, уверяет Хромов: все данные отправляются по защищенным протоколам, а реквизиты карты никуда не передаются.

16 декабря о внедрении возможности приема платежей через MirPay на интернет-площадках объявили сразу несколько игроков. ВТБ реализовал перевод чаевых через MirPay в своем сервисе «ВТБ.Чаевые» на мобильных телефонах на базе Android. Клиентам Промсвязьбанка (ПСБ) из МСП, подключившим эквайринг банка или использующим его платежную форму, услуга предлагается автоматически и бесплатно. Для магазинов, которые принимают платежи через сервис приема платежей «ЮКassa» (принадлежит финтехкомпании «ЮMoney»), также будет доступен этот сервис.

Ранее НСПК обязала банки реализовать еще один способ приема оплаты по картам «Мир» – с использованием QR-кода на мобильном устройстве. Дедлайн выполнения требования системы – до конца апреля 2023 г., писал «Коммерсантъ». Согласно документу, к 25 апреля 2023 г. у половины POS-терминалов должна быть возможность принимать оплату по QR-коду, а к 25 октября эта опция должна появиться у 85% терминалов. В НСПК тогда пояснили, что банкам стала доступна возможность интеграции новой системы оплаты покупок в конце октября.

Что получит рынок

Представители банков и эксперты в целом положительно отреагировали на инициативу НСПК. Это положительно отразится на динамике оплат по картам «Мир», говорит зампред банка «Зенит» Наталья Тутова. Но, несмотря на все удобства, банкам и платежным агрегаторам предстоит большая работа, так как от аналогичных сервисов GooglePay и ApplePay клиенты уже успели отвыкнуть, отмечает она.

Сейчас карты «Мир» постепенно вытесняют с рынка «пластик» ушедших из России Visa и Mastercard. На начало октября 2022 г. доля «Мира» (остальную долю делили Visa и Mastercard) составляла 38,6%, говорила начальник управления развития и регулирования национальной платежной системы Банка России Инна Соловьева в начале декабря. Годом ранее она была 32,5%, а в 2020 г. – 30%, следует из данных ЦБ. Значительный прирост использования нацкарт произошел и в общем объеме операций – с 25,7% в 2021 г. до 35,9% к октябрю, отмечала Соловьева. В 2020 г. в общем объеме транзакций карты «Мир» занимали 24%.

38,6%

составляла доля «Мира» на начало октября 2022 г. Остальную долю делили Visa и Mastercard. Годом ранее доля «Мира» была 32,5%, следует из данных ЦБ

Никто не сомневается, что карты «Мир» через какое-то время будут превалировать на российском рынке, полагает предправления Национального платежного совета Алма Обаева. Но, по ее словам, кроме выхода в лидеры НСПК нужно обеспечить аналогичный Visa и Mastercard уровень сервисов. В любом случае внедрение MirPay как одного из способов оплаты даст рынку вариативность, считает она.

Чем больше разных опций и сценариев оплаты предлагаются клиенту, тем лучше, согласен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Эта дает продавцу уверенность в более высоком проценте покупки, потому что клиент сможет расплатиться еще одним способом, если другой для него недоступен, поясняет он.

Решение существенно упрощает клиентский путь и расширяет возможности для онлайн-платежей, отмечает вице-президент и директор департамента эквайринга ПСБ Никита Хомутов. Для торгово-сервисных предприятий и интернет-площадок конкуренция между платежными инструментами позволит снизить комиссии и повысить качество, полагает управляющий директор управления финансовой политики и финансовых рынков Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Лисицын. Надо учитывать, напоминает он, что если раньше НСПК конкурировала с международными платежными системами, то теперь она фактически становится монополией. Поэтому необходимы общественные и, возможно, акционерные механизмы, которые толкали бы эту монополию к снижению цен при повышении качества, полагает Лисицын. Любые, даже самые полезные для рынка инициативы могут натолкнуться на естественные для любой монополии законы – желание компенсировать затраты и заработать на потребителе в ущерб социально-экономическим интересам, заключает он.