Почти 75% самозанятых хотят получать выплаты по больничным от государства

При этом большинство из них считают, что уплата взносов должна быть добровольной
Не все самозанятые имеют возможность осуществлять добровольные взносы в одинаковом размере
Не все самозанятые имеют возможность осуществлять добровольные взносы в одинаковом размере / Евгений Разумный / Ведомости

74,6% самозанятых готовы платить добровольные страховые взносы за возможность получать финансовую поддержку от государства в периоды нетрудоспособности, следует из опроса почти 1000 пользователей режима налога на профессиональный доход, проведенного объединением «Опора России» (результаты есть у «Ведомостей»). По данным исследования, 67,7% респондентов тратит большую часть своего дохода (более 3/4) на питание и обязательные платежи, но, несмотря на это, хотели бы иметь гарантированную помощь из бюджета.

Более половины самозанятых (51,3%) указали, что максимальный размер страхового взноса не должен превышать 1000 руб. ежемесячно, при этом 43,2% опрошенных ожидают, что минимальный размер страховой компенсации за месяц будет составлять 16 000–30 000 руб. 36,6% допускают, что возмещение может быть и не более 16 000 руб., следует из данных опроса.

Основная часть респондентов (80,8%) отметили необходимость добровольности этой системы – по аналогии с пенсионным страхованием для самозанятых. Только 13,5% отметили, что в качестве базы предпочли бы программы частных страховых компаний, и лишь 1,3% указали, что предпочли бы программы работодателя.

Результаты опроса «Опора России» направила министру труда и социальной зашиты Антону Котякову.

«Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» возможность добровольно заключить договор обязательного социального страхования есть только у ограниченного числа лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц, не входящих в предусмотренный законом перечень, такая возможность отсутствует», – говорится в письме Котякову за подписью президента «Опоры России» Александра Калинина.

Он предлагает ускорить подготовку системы социального страхования для самозанятых граждан. В 2021 г. Минтруд на инициативу «Опоры» предоставить самозанятым такую возможность ответил отказом. Но в августе 2022 г. Котяков в интервью «Российской газете» сообщил, что его ведомство разрабатывает такую систему. Представитель Минтруда не ответил на запрос «Ведомостей».

Сложности

реализации Размер выплат самозанятым будет, вероятно, зависеть от длительности страхового стажа, поэтому суммы обеспечения в каждом конкретном случае могут варьироваться, полагает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Тем не менее при взносе около 1000 руб. в месяц экономика государственного социального страхования вполне позволяет достичь выплат больничного в диапазоне 15 000–25 000 руб. в месяц, уверен эксперт.

Результаты самозанятых

Самозанятые уплачивают государству 4–6% со своего дохода в качестве налога. Их количество в России стремительно растет: в 2020 г. – 1,6 млн человек, в 2021 г. – 3,8 млн, в 2022 г. – более 5 млн. Только за 2021 г. самозанятые в России заработали суммарно 846,9 млрд руб., следует из данных более раннего исследования «Опоры России». Это в 4 раза больше, чем в 2020 г. Общая сумма налогов, выплаченных самозанятыми, составила 32,2 млрд руб. по результатам 2021 г., это в 6,2 раза больше, чем в 2020 г. Средний чек – 1400 руб.

При всей несомненной социальной значимости система, если она будет основана на добровольном участии, не станет сбалансированной, считает руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. Заключать договор социального страхования будут только часто болеющие или временно нетрудоспособные в связи с болезнью детей граждане, а при желаемом максимуме страхового взноса в 1000 руб. и ожидаемых компенсациях в 16 000–30 000 руб. в месяц такая система не сможет быть экономически эффективной, уверен эксперт. Судя по тому, что респонденты в большинстве своем предпочли бы добровольную форму страхования, можно увидеть, что они сомневаются в целесообразности такой системы и в случае ее введения хотели бы оставить за собой возможность отказа, резюмировал Цыганов.

Не все самозанятые имеют возможность осуществлять добровольные взносы в одинаковом размере, поэтому предлагаемые страховщиком программы должны быть дифференцированы по размеру взноса – например, на базовые и расширенные, предложила профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова.

Реализация инициативы будет непростой, продолжил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. В первую очередь неясен механизм контроля страховых случаев: у компании практически нет способов проверить, в какой мере самозанятый нетрудоспособен, в какой степени болезнь или травма оказывает влияние на его возможность осуществлять деятельность, опасается эксперт. В этих условиях высоки риски мошенничества, что, в свою очередь, приводит к необходимости повышенного страхового тарифа, считает он. При этом для добросовестных клиентов эти тарифы будут невыгодны, в результате их спрос на продукт будет ниже потенциально возможного, а доля в общем объеме премий будет снижаться, тогда как доля клиентов повышенного риска будет расти, предупреждает Бредихин. Эта ситуация является так называемым «негативным отбором», при котором механизмы добровольного страхования не могут быть реализованы, заключает эксперт.

Чтобы избежать злоупотреблений, имеет смысл ввести регрессионную шкалу: например, в первые две недели нетрудоспособности по базовой программе выплаты составят не менее 1000 руб. в день, а в последующие сумма будет уменьшена в 2 раза, предлагает Финогенова. При этом должно быть оговорено максимальное количество дней, в течение которых будут предоставляться денежные средства, добавляет она.

Если учитывать, что система будет добровольной, ее авторы столкнутся с острой необходимостью грамотного преподнесения плюсов страхования потенциальным клиентам, замечает Айрапетян. Во-первых, потребуется сформировать оптимальную цену продукта и объем покрываемых случаев: необходимо, чтобы государственное предложение было конкурентоспособно по сравнению с аналогичными от частных компаний, полагает эксперт. Во-вторых, потребуется активная информационная кампания, иначе пользоваться продуктом мало кто станет, добавляет он. Однако это вполне преодолимые вызовы, уверен Айрапетян.