Банкиры прокомментировали новый доклад Центробанка

Они считают новый документ о развитии финрынка своевременным и просят снижения регуляторной нагрузки
Банк России в докладе рассматривает возможность создания автономного фонда поддержки финансового и банковского сектора, формируемого за счет отчислений финансовых посредников
Банк России в докладе рассматривает возможность создания автономного фонда поддержки финансового и банковского сектора, формируемого за счет отчислений финансовых посредников / Евгений Разумный / Ведомости

Игроки российского финансового рынка – ассоциации, банки, страховщики, биржи, брокеры, НПФ – поделились с Центробанком своим первым мнением по поводу доклада «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». На минувшей неделе они высказали свое мнение на площадке аналитического центра «Форум». «Ведомости» приводят основные предложения рынка.

Свой многостраничный документ ЦБ опубликовал 4 августа: в нем регулятор описывает ряд ключевых вопросов и задач, которые предстоит решить в новых реалиях для дальнейшего развития финансового рынка. «Мы не претендуем на какую-то догму, по многим вопросам мы не даем ответы, потому что часто это не простые решения и нам нужна ваша консультация», – сказал в ходе обсуждения первый зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин.

Больше послаблений

Рынку необходимы комплексные решения вопросов и он попросит ЦБ взять на себя работу по лоббированию интересов, сказала председатель комитета по рискам Ассоциации банков России (АБР), руководитель службы внутреннего аудита «Абсолют банка» Елена Букина: банкам нужны альтернативы и послабления.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, по его словам, не увидел блока, который касался бы самого главного направления – снижения издержек, в то время как у Банка России есть все инструменты для уменьшения регуляторной нагрузки. Недавно ЦБ заявил о неготовности радикально сокращать отчетность банков – регулятор будет рассматривать каждую форму на предмет ее важности для департаментов ЦБ, сказал «Ведомостям» Емелин. Но сильно снизить издержки на отчетность при таком подходе невозможно, в то время как ЦБ уже значительно цифровизован и многое может получать сам из общих данных, рассуждает эксперт.

Емелин, к примеру, предлагает ЦБ сделать обязательным предварительное согласование финального текста нормативных актов с рынком. Сейчас, после получения замечаний от рынка, они рассматриваются внутри ЦБ и часто рынок получает сразу принятый акт с таблицей комментариев к замечаниям, не имея возможности контраргументировать, объясняет он.

По мнению Емелина, нужно поднять вопрос о развитии дерегулирования и о снятии тех требований, которые появились на фоне участия России в международных проектах. В качестве примера он привел колоссальное количество требований в рамках законодательства ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма) на уровне межправительственной комиссии по финансовому мониторингу (ФАТФ). Например, говорит он, банки, особенно небольшие, пытаются найти смысл в направлении отчетов о платежах физлиц в профсоюзы в размере 15 руб. Емелин предлагает ЦБ совместно с Росфинмониторингом понять, насколько текущие требования ПОД/ФТ эффективны именно внутри России, а также сформировать национальный антилегализационный суверенитет.

Информации о дерегулировании в докладе недостаточно, хотя на фоне падения доходов бизнес-модели и механизм привлечения клиентов участников финансового рынка трансформируются, согласен президент ассоциации профучастников НП РТС и руководитель СПБ биржи Роман Горюнов. Нужны механизмы, которые облегчат формирование новых моделей, потому что все доходы могут сейчас тратиться на поддержку регуляторных издержек, резюмировал он.

Корсчета под угрозой

У банков, даже не попавших под санкции, практически не осталось работающих корсчетов, констатировала Букина. По ее словам, сейчас остались единицы банков с рабочими корсчетами. «5–10 переводов в день абсолютно не покрывают запросы финансового сектора», – резюмировала она.

Иностранные банки-корреспонденты, которые обслуживали платежи в иностранных валютах, стали руководствоваться новой внутренней комплаенс-политикой в дополнение к официальным санкциям, в том числе в отношении банков, не попавших под ограничения, объясняет «Ведомостям» директор департамента банковского развития АБР Николай Тарасов. Поэтому банки сейчас работают фактически в ручном режиме с повышенной нагрузкой, требуя у клиентов дополнительный набор документов. И важно, чтобы эта ситуация была компенсирована отдельными послаблениями в регулировании, например снятием запрета на открытие банками с базовой лицензией корсчетов в иностранных банках, считает Тарасов.

Есть два направления решения проблем с международными расчетами – на уровне банковского регулирования и на уровне конкретных организаций, говорит руководитель департамента внутреннего аудита и управления рисками группы ФБК Роман Кенигсберг: и в обоих случаях Центробанк может посодействовать рынку. С точки зрения регулирования ЦБ может предоставить банкам с базовой лицензией право осуществлять расчеты с нерезидентами, чтобы диверсифицировать экспортные и импортные финансовые потоки, говорит Кенигсберг.

Что касается решения вопроса на уровне конкретных организаций, то уже хоть и наметился тренд на отказ от расчетов в традиционных резервных валютах и использование платежей в национальных, но, по мнению Кенигсберга, в этом случае банки и их клиенты могут сталкиваться с повышенной волатильностью курсов иностранных валют и недостаточным развитием локальных валютных рынков.

Финансовые власти могли бы способствовать снижению этих рисков с помощью интеграции национальных платежных инфраструктур, а также создания альтернативных резервных и платежных средств, коллективных валют и новых способов расчетов, например с помощью цифровых активов, предполагает Кенигсберг. Снижению рисков международных расчетов могли бы способствовать такие инструменты, как аккредитивы, государственные гарантии, страхование финансовых операций и валютные деривативы, резюмирует он.

От дедолларизации к юанизации

Также в ходе дискуссии банкиры заговорили о необходимости положительных стимулов для перехода из недружественных активов в дружественные. Ранее ЦБ предложил дифференцировать для банков надбавки по кредитам (или ценным бумагам) в зависимости от того, в какой валюте они выданы – дружественной страны или недружественной.

Стимулирование перехода на дружественные валюты за счет допол нительных надбавок к коэффициентам риска – не лучший подход, считает вице-президент АБР Алексей Войлуков. Это стимулирование будет работать как надстройка над базельскими принципами, от которых ЦБ не собирается отказываться. Действующая система надбавок строится на основе страновых рейтингов, присвоенных мировой тройкой рейтинговых агентств, объясняет Войлуков. Получается, что по факту чем «токсичнее» валюта, тем лучше оценка и рейтинг данной страны (Канада, Чехия, Германия, Франция с коэффициентами риска 20%) и, наоборот, чем «дружественнее» страна, тем хуже оценка (Белоруссия, Куба, Северная Корея, Иран – 150%), рассуждает Войлуков. По его мнению, Центробанк может рассмотреть переход на собственную систему весовых рисков и коэффициентов, которую надо разработать и утвердить.

Банки уже накапливают у себя в пассивах юани, но сейчас нужно задуматься о стимулах, которые позволят использовать для кредитования юань с меньшим использованием капитала, согласен управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Вопрос, по его мнению, упирается в то, какие будут риск-коэффициенты и нормативы капитала. Стоимость кредитования могут снижать нормы обязательного резервирования в юанях, снижение которых будет стимулировать использование китайской валюты, предполагает он.

У банков действительно есть проблемы с размещением ­юаней, а количество краткосрочных инструментов с положительной процентной маржей на фоне расходов по формированию обязательных резервов сильно ограничено, сообщил «Ведомостям» первый вице-президент дирекции корпбизнеса Росбанка Сергей Козелков. Проблему помогло бы решить обнуление ставки ФОР (фонд обязательных резервов) по обязательствам в юанях и валютах дружественных стран, где формируется отрицательный результат, считает банкир.

Автономный фонд

Банк России в докладе рассматривает возможность создания автономного фонда поддержки финансового и банковского сектора, формируемого за счет отчислений финансовых посредников, по аналогии с Агентством по страхованию вкладов. Против такой инициативы выступил президент НАУФОР Алексей Тимофеев: из доклада не ясно, какого рода форс-мажорные обстоятельства могут страховаться средствами фонда и как он будет финансироваться участниками рынка. Тимофеев сомневается в том, что подобного рода риски могут существовать, но в любом случае их компенсация не должна решаться за счет индустрии, сказал он «Ведомостям».

Банкиры не понимают пока, будет ли оказана поддержка новому фонду из ранее сформированных государственных фондов, например на первоначальный капитал, и как будут распределяться средства – небольшие банки тоже хотят видеть, что они ценны и нужны, обратила внимание заместитель директора департамента банковского развития АБР Елена Самохина.