Компании разделят с банком риски блокировки долларов на своих счетах

Но ЦБ хочет стимулировать бизнес не держать средства и не брать кредиты в токсичных валютах
ЦБ намерен серьезно содействовать девалютизации банковских балансов, избавляя их от токсичных валют
ЦБ намерен серьезно содействовать девалютизации банковских балансов, избавляя их от токсичных валют / Евгений Разумный / Ведомости

Подсанкционные банки смогут не исполнять свои обязательства перед клиентами в иностранной валюте только в том случае, если попали под ограничения после 8 августа, объяснил «Ведомостям» представитель ЦБ, комментируя новый указ президента. Документ дал подсанкционным банкам право с 8 августа не проводить операции в валюте недружественных стран, если это фактически невозможно из-за ограничений.

Но приостановлены могут быть только операции с новыми деньгами, которые могут поступить на депозиты и счета компаний или ИП после вступления в силу указа, т. е. после 8 августа, следует из комментариев представителя ЦБ.

Эти меры направлены на то, чтобы стимулировать бизнес не держать денежные средства в банках в токсичных валютах, которыми стали доллар и евро, и не накапливать на счетах валютные остатки, говорит представитель регулятора. Из-за санкций корсчета банков в евро или долларах блокируются, поэтому они не могут исполнить свои обязательства перед клиентами в той валюте, которая заморожена. Если же компания или ИП решает хранить деньги в токсичных валютах, то такие клиенты будут разделять с банком и риск заморозки средств, уточняет представитель Банка России.

ЦБ намерен серьезно содействовать девалютизации банковских балансов, избавляя их от токсичных валют, и переходу на расчеты в российских рублях и валютах дружественных стран. Российские банки подвержены не только риску прямых потерь по активам в долларах или евро из-за их блокировки, но и потерь по кредитам в недружественных валютах, выданным российским заемщикам и заемщикам из дружественных стран: провести платеж в токсичной валюте в счет погашения кредита может оказаться затруднительно из-за правовых и операционных ограничений, писал в своем недавнем докладе ЦБ.

Всего на депозитах юридических лиц (без учета индивидуальных предпринимателей) находится 22,2 трлн руб., следует из данных ЦБ на 1 июля. На валютных вкладах лежит почти 3,5 трлн в рублевом эквиваленте. В мае выдачи кредитов юридическим лицам и ИП составили 3,9 трлн, валютные займы – 138 млн в рублевом эквиваленте.

Что предлагает ЦБ

Банк России предлагает дифференцировать для банков надбавки по кредитам (или ценным бумагам) в зависимости от того, в какой валюте они выданы – дружественной страны или недружественной. Обычно чем выше надбавка, тем больше капитала требуется для кредита. Сейчас регулирование уже обязывает банки применять различные коэффициенты риска по кредитам в валюте, но в основном они зависят от компании и странового рейтинга. Отдельно регулятор предлагает разделять валютное кредитование в токсичных валютах экспортеров, имеющих валютную выручку, и неэкспортеров. Конкретные параметры обновленных надбавок ЦБ пока не опубликовал.

Жертвы SDN

Под самыми жесткими, блокирующими санкциями США (список SDN) уже находятся Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк, Новикомбанк, банк «Россия», СМП-банк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, Московский индустриальный банк и Дальневосточный банк. Их активы и имущество заблокированы, а за сотрудничество с ними компании могут попасть под вторичные санкции. Против ряда этих банков также введены блокирующие санкции со стороны ЕС и Великобритании.

Сейчас система надбавок к коэффициентам риска базируется на основе страновых рейтингов, присвоенных иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, отмечает руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Получается, что у недружественных стран рейтинг выше, чем у дружественных соответственно, ниже коэффициент риска.

Именно валюта недружественных стран была основной иностранной валютой, в которой выдавались кредиты и приобретались бумаги, говорит Гришунин. Поэтому, на его взгляд, в моменте произойдет увеличение нагрузки на капитал банков, которое сейчас оценить невозможно. Для заемщиков это выльется в рост ставок по кредитам в недружественных валютах либо их совсем не будут выдавать, предполагает эксперт.

Сбербанк всегда консервативно оценивал риски кредитования в иностранной валюте, говорит зампред правления банка Анатолий Попов, общее правило в том, чтобы предоставлять кредиты в иностранной валюте только тем компаниям, которые имеют достаточный объем экспортной выручки и тем самым меньше подвержены валютному риску. Но с начала года риски кредитования в иностранной валюте выросли, поэтому предложения регулятора логичны, считает банкир, более строгие требования дополнительно снизят интерес к кредитованию в валюте.

Реализация данной меры важна скорее не с финансовой точки зрения, а как факт предостережения всем банкам, попавшим и не попавшим под санкции, в отношении дальнейшего развития кредитования в валюте, говорит генеральный директор АКРА Михаил Сухов, для основных российских банков и заемщиков новые кредиты в валютах недружественных стран уже и так недоступны.

У бизнеса сейчас есть более насущные проблемы, перечисляет президент «Опоры России» Александр Калинин: волатильность курса, ограниченный круг банков, которые могут выдавать кредиты в валюте, или затраты на транзакции и логистику, которые выросли более чем на 30%. «Повышение стоимости кредита в этом океане проблем не ощущается как серьезное препятствие», – отмечает он. Скорее всего, бизнес будет более избирательным в продажах, резюмирует Калинин, потому что если контракт реально выгоден, то можно в любой момент переключиться на валюту из дружественных стран и воспользоваться кросс-курсом.

ЦБ также предложил для компаний с госучастием директивным методом, через постановление правительства, переводить накопленные средства в валютах недружественных стран в иные валюты. Рекомендации правительства могут касаться необходимости отказа от использования в новых контрактах недружественных валют, а где это невозможно в сжатые сроки – включение в контракты условий, допускающих исполнение требований в рублях или дружественных валютах. Но в Минфине пока не увидели необходимости в такой мере.

Минусом действий ЦБ является, по сути, «юанизация» экономики: зависимость России от «капризов восточного соседа» постоянно растет, говорит Гришунин. При этом юань не является 100%-ной свободно конвертируемой валютой, и он очень сильно зависит от действий правительства Китая. «Но выхода у регулятора, увы, сейчас нет», – констатирует Гришунин.

Что уже сделано

В начале июля Госдума оперативно приняла закон, который позволил банкам устанавливать отрицательные ставки по валютным вкладам юрлиц. Для граждан отрицательные ставки пока не вводятся, но банки один за другим устанавливают комиссии за хранение денег в недружественных валютах: они уже действуют, например, в «Тинькофф банке», Газпромбанке, Росбанке, Райффайзенбанке, «Юникредит банке». За переводы в валюте с помощью системы SWIFT банки (те, которых еще от нее не отключили) также вводят комиссии – как за входящие платежи, так и за исходящие.

Более того, тот же указ Путина от 8 августа наделил Банк России правом устанавливать подсанкционным банкам максимальный размер комиссии за переводы в иностранной валюте. Формально, это право регулятора задать потолок для таких комиссий, объясняет управляющий директор агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов, вероятно, он будет высоким. При установлении предела регулятором такие комиссии получают большую правовую обоснованность. В целях девалютизации сектора комиссии должны быть, по сути, заградительными, продолжает эксперт, и во многих банках они такими уже являются.