Страховщики фиксируют спрос на ДМС с франшизой
Она позволяет клиентам, с одной стороны, сохранить полный пакет услуг в условиях роста цен, а с другой – взять часть затрат на себяСтраховые компании фиксируют рост спроса на франшизы в добровольном медицинском страховании (ДМС), рассказали «Ведомостям» семь крупных страховщиков: «Согаз», «Ингосстрах», «Росгосстрах», ВСК, «Согласие», «Ренессанс страхование» и «Сбербанк страхование». У некоторых игроков рост составляет 5–10%, у кого-то – 40%.
Франшиза в ДМС – часть стоимости лечения, которую при наступлении страхового случая застрахованный оплачивает сам, объясняет управляющий директор по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА» Алексей Янин. Она может быть установлена в виде фиксированной суммы или процента от стоимости лечения. Использование доплаты позволяет существенно снижать стоимость страховых услуг – большинство страховых случаев, по статистике, приходится на мелкие убытки. При применении франшизы в 20% ДМС для работодателя становится дешевле на 25–30% по сравнению с классическим пакетом, добавляет руководитель направления развития страховых продуктов и лояльности клиентов «Согласия» Дмитрий Суровцев. Таким образом, применение франшизы позволяет за меньшие деньги получить страховую защиту для крупных убытков, не получая возмещения по мелким, заключает Янин.
Самый востребованный размер доплаты в рамках франшиз обычно составляет от 10 до 20%, говорят в «Согазе», «Ингосстрахе», «Росгосстрахе» и ВСК.
Франшиза приводит к более осознанному подходу застрахованных к лечению: когда ему нужно финансово участвовать в оплате медицинских услуг, застрахованный лишний раз задумается, нужно ли ему дополнительное обследование или какие-то сопутствующие процедуры, отмечает замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании «Росгосстрах» Ольга Купцова.
Как вырос спрос
Лидер сегмента ДМС – «Согаз» наблюдает растущий спрос на ДМС с франшизой, говорит его представитель: компания использует инструмент для сохранения достаточного объема ДМС при риске повышения медицинской инфляции. Наиболее популярна франшиза в размере 10–20%, но в зависимости от бюджета и уровня подключаемых клиник ее размер может достигать и 50%, добавляет он.
93,1 млрд руб.
собрали российские страховщики по ДМС за I квартал, а выплатили – 33,2 млрд руб., следует из последних данных Банка России. Это на 7 и 11,8% больше, чем год назад, соответственно
За последние три месяца в «Ингосстрахе» заключили несколько корпоративных договоров с франшизой, среди этих клиентов – финансовые организации, производства и предприятия сферы услуг, говорит заместитель гендиректора по ДМС «Ингосстраха» Дмитрий Попов. Это позволяет говорить о том, что для любого корпоративного клиента стоит задача сохранения набора услуг в ДМС и инструмент франшизы видится оптимальным с точки зрения ценообразования, констатирует он.
ВСК фиксирует рост спроса в 40% на франшизу в ДМС за последние три месяца, говорит заместитель гендиректора по медицинскому страхованию ВСК Олег Витько. Весной платежеспособность некоторых клиентов снизилась, в связи с чем они чаще выбирают франшизу для экономии средств, отмечает он. При этом тарифы корпоративных полисов ДМС в ВСК за последние три месяца не менялись – в цену страховки на 2022 г. была заложена медицинская инфляция.
«Сбербанк страхование» отмечает рост интереса клиентов к франшизе и наблюдает такой запрос в каждом третьем тендере, говорит директор по развитию медицинского страхования страховщика Наталья Харина. Размер франшизы обычно составляет 20%, добавляет она и ожидает роста популярности инструмента в будущем. В «Согласии» продажи ДМС с применением франшизы за последние три месяца выросли на 15% – это самая популярная программа из всех антикризисных страховых пакетов, говорит Суровцев.
Спрос на франшизу в «Росгосстрахе» составляет 5–10% – так клиенты хотят сохранить прежний пакет услуг ДМС при перезаключении договора и не увеличивать бюджет, говорит Купцова. Спрос на инструмент вырос примерно на 5–10% и в «Ренессанс страховании», рассказала управляющий директор департамента личных видов страхования компании Юлия Галаничева, некоторые клиенты рассматривают франшизу в качестве оптимизационной меры.
В «Альфастраховании» спрос на программы с франшизой практически не меняется – инструмент занял свою нишу уже к середине 2020 г., говорит директор департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования «Альфастрахования» Александр Лапунов.
Представитель «Ресо-гарантии» не ответил на запрос.
Цены растут
Давление на стоимость страхования есть – в первую очередь из-за высокой медицинской инфляции, которая в этом году превысила прогнозные показатели, говорит Попов. Если лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) повышают стоимость услуг, то и страховщик вынужден транслировать такое повышение своим клиентам, но в строгой пропорции от доли этого ЛПУ в структуре выплат конкретного клиента, добавляет Лапунов.
Медицинская инфляция в I квартале составила 13%, по итогам года показатель вырастет до 20%, следует из прогноза «Согласия». Наибольший рост цен наблюдается в стоматологии, уточняет представитель страховщика.
Стоимость части медицинских услуг в среднем выросла на 20% из-за подорожания лекарственных препаратов и расходных материалов, говорит представитель «СМ-клиники». А поток пациентов, обслуживающихся по ДМС, с марта вырос на 40%. В сети «Медси» (входит в АФК «Система») стоимость услуг выросла с 1 июля – изменения коснулись только лечения с использованием импортных расходных материалов, говорит директор департамента по работе с корпоративными клиентами Анна Смирнова. По ее словам, это коснулось стоматологических услуг и в какой-то степени затронуло лабораторную диагностику.
Объем программ ДМС и прикрепленных клиентов сохранился – страховщики выполняют обязательства по уже заключенным договорам, продолжает Смирнова, а отложенный эффект влияния будет заметен в конце 2022 г. – при перезаключении договоров на новый период.
Часть страховых компаний стараются перевести дорогие услуги в согласование через медицинские пульты (круглосуточная горячая линия страховщика, которая фиксирует медицинские обращения застрахованных, направляет их в нужное лечебное учреждение, согласовывает счета на оплату. – «Ведомости»), говорит заместитель гендиректора сети московских поликлиник «Семейный доктор» Андрей Парфенов. Поэтому в сети не меняли тарифы для страховщиков.
В условиях роста инфляции франшиза остается действенным инструментом, позволяющим сбалансировать интересы всех участников системы ДМС: страхователей, страховщиков, ЛПУ и застрахованных, говорит директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Страхователям-работодателям инструмент позволяет уложиться в запланированные бюджеты и обеспечить сотрудников полисом в рамках анонсированных обещаний по предоставлению соцпакета. Для ЛПУ франшиза – возможность сохранить поток клиентов, которым предоставляются услуги ДМС, а страховщикам инструмент дает возможность удержать в рамках убыточность страховых операций – обеспечить себе минимальную маржу, продолжает аналитик. Застрахованные лица имеют возможность обращения в ЛПУ по самым важным страховым событиям, хотя и получают услугу в несколько усеченном виде, резюмирует он.