Крупные банки надеются прожить 2022 год без докапитализации
Но вот наличие такой возможности у всего сектора маловероятно, считают экспертыСбербанк уже сформировал большую часть резервов, сообщил первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин. «Наша команда делает все для того, чтобы вопрос о пополнении капитала Сбербанка не встал ни в этом году, ни в следующем. И у нас есть уверенность, что мы сможем это сделать. Посчитайте сами: в прошлом году мы заработали свыше 1,2 трлн руб. прибыли. Большую часть резервов мы уже сформировали», – заявил банкир в интервью «Интерфаксу».
Председатель правления ВТБ Андрей Костин считает, что ситуацию с убытками в банковском секторе из-за санкций можно «починить» без масштабной докапитализации банковского сектора живыми деньгами. «Нам достаточно временного отказа от ряда норм «Базеля III» при сохранении в целом современных подходов, в том числе ПВР (подход к оценке величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов). Это позволит обойтись без докапитализации, и за следующие три-пять лет банки опять смогут нарастить капитал до прежнего уровня», – сказал он в интервью «Коммерсанту». В конце мая он уже предлагал такое решение: отказ банков от надбавок к достаточности капитала высвободит дополнительные 3,3 трлн руб. для системы. Если брать только ВТБ – это поможет ему высвободить 550 млрд руб., оценивал госбанкир.
Предправления Росбанка Илья Поляков в интервью «Ведомостям» также говорит, что банк не нуждается в докапитализации, так как он с большим запасом выполняет все нормативы, и со своей стороны не видит необходимости в каком-то дополнительном капитале.
Но в ЦБ не склонны столь оптимистично смотреть на возможности банковского сектора. В к онце мая председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что из-за беспрецедентного санкционного давления банкам может понадобиться докапитализация. Но в отличие от прошлых способов (через выкуп ОФЗ) она будет другой и должна быть привязана к конкретным целям. По мнению Набиуллиной, капитал должен работать не только на закрытие текущих проблем, но и на будущую устойчивость и развитие, «вовлеченность в реализацию ключевых проектов, способствующие трансформации экономики».
В начале года запас прочности по капиталу в среднем по банковской системе составлял около 7 трлн руб. Но проблема в том, что этот запас прочности распределен неравномерно по системе, говорил первый зампред Банка России Дмитрий Тулин: «У кого-то был излишний, огромный запас, у кого-то его вообще не было». Поэтому некоторые банки будут нуждаться в докапитализации, признавал он тогда. Но оценки ЦБ по объему докапитализации и конкретные решения и способы обещает сообщить только осенью текущего года.
838 млрд руб.
выделило государство в 2014 г. банкам на докапитализацию. Деньги выделялись через Агентство по страхованию вкладов с помощью ОФЗ. Схема не учитывала Сбербанк – правительство позволило ЕМУ продлить на 50 лет полученные РАНЕЕ от ЦБ субординированные кредиты на 500 млрд руб.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) давал свою оценку докапитализации банковского сектора – по его подсчетам, из-за санкций российские банки могут нуждаться в поддержке со стороны государства и собственников на 3,5 трлн руб. в 2022–2023 гг. Такая потребность возникнет у 129 банков (их названия не раскрывали), на которые приходится 68% активов банковской системы без учета Сбербанка. 58 из них смогут решить эту проблему силами собственников и без помощи государства, писали эксперты ЦМАКП.
Издание Frank Media в марте со ссылкой на источники сообщало, что ЦБ, Сбербанк и ВТБ еще в конце января подготовили оценку возможных последствий для экономики от жесткого варианта санкций. Она подразумевала, что банки потребуется докапитализировать на 5–6 трлн руб.
Без вливаний не обойтись
Сценарий, в котором банковский сектор выходит на траекторию роста и в обычное регуляторное поле без докапитализации, пока представляется маловероятным, не согласился управляющий директор отдела валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. По его словам, кредитование, особенно розничное, в последние годы развивалось бурно и долговая нагрузка заемщиков росла, поэтому сейчас граждане обслуживают долги при возросшем уровне закредитованности и повышенной инфляции. В итоге бизнес рефинансирует долги при значительно возросших ставках, а это повышает дефолтность заемщиков – на ее покрытие также потребуется запас капитала, пояснил Беликов.
Банковский сектор сейчас испытывает стресс и докапитализация, конечно, понадобится, согласен генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. Из-за того что банки перестали публиковать отчетность, трудно оценить ситуацию в секторе с точки зрения реальных рисков, например объема плохих и стрессовых активов, как их абсорбирует имеющийся у банков капитал и т. д., – соответственно, трудно определить объемы необходимой помощи. Возможно, у крупнейших банков, в том числе и госбанков, ситуация с капиталом на самом деле хуже, чем у средних банков, так как у них были определенные сложности с большими клиентами, в том числе санкционными, предположил эксперт. По его оценкам, на докапитализацию сектора в целом может понадобиться несколько триллионов рублей.
Пока представляется, что для покрытия потерь, а затем и увеличения риск-аппетита по мере оживления кредитования сектору может потребоваться свыше 2 трлн руб., но это не обязательно должно быть прямое увеличение уставных капиталов, считает Беликов.
Маловероятно, что регулятор примет решение отказываться от регуляторных практик «Базеля», но на разумные компромиссы пойти может, считает Беликов. Но в конечном счете стабилизация сектора и нормализация регулирования должна предполагать выполнение совокупности применимых к каждому конкретному банку надбавок для возможности выплаты дивидендов в долгосрочной перспективе (свыше двух лет), отметил эксперт.
Также косвенными формами докапитализации (без вливания живых денег), по словам Беликова, можно считать покупку и присоединение «дочек» иностранных банков в России с большими дисконтами, централизованное урегулирование обязательств банков перед иностранными контрагентами, а также любые устойчивые смягчения регулирования. В частности, речь может идти о мерах по снижению нагрузки на капитал и обеспеченных тонкой настройкой риск-весов отдельных категорий активов. Зачастую это может быть более оправданно, чем гипотетический отказ от надбавок к нормативам достаточности капитала, заключил Беликов.