Крупные торговые сети активно внедряют оплату покупок по QR-коду
«Магнит» запустил сервис во всех своих магазинах, другие ритейлеры также планируют расширять оплату по СБПВсе больше торговых сетей запускает оплату товаров через Систему быстрых платежей (СБП) по QR-коду на фоне ограничений работы платежных сервисов с помощью смартфона. Торговая сеть «Магнит» 11 мая заявила, что запустила сервис во всех своих магазинах.
Возможность оплаты товаров по QR-коду появилась в магазинах всех форматов розничной сети «Магнит»: у дома, в супер- и гипермаркетах, «Магнит косметик» и аптеках. На 31 марта 2022 г. компания насчитывала 26 605 торговых точек в 67 регионах России. Ежедневно магазины «Магнита» посещает почти 15 млн человек, а участниками программы лояльности сети является более 61 млн человек. «Магнит», в частности, надеется таким образом существенно снизить затраты на банковское обслуживание безналичных платежей – эквайринг.
Размер комиссии за оплату в СБП для торговых точек ниже комиссии за прием карт в POS-терминалах, где она может достигать 3,2%, тогда как комиссия в СБП не превышает 0,7% от суммы платежа (для ряда категорий торговых точек – 0,4%) и ограничивается 1500 руб. за платеж.
Сейчас в «Магните» оплата по QR-коду реализуется с помощью сотрудников торговых точек: покупатель может сообщить сотруднику, что хочет оплатить покупку с помощью QR-кода, отсканировать код в мобильном приложении своего банка, проверить сумму платежа и нажать кнопку оплаты. В дальнейшем этот механизм планируют реализовать на кассах самообслуживания, добавил представитель компании.
Также «Магнит» пилотирует технологию оплаты по лицу: сейчас тестируется около 100 биометрических терминалов в магазинах разных форматов по всей стране, добавил представитель розничной сети.
Оплата по QR-коду доступна и планируется к масштабированию в других крупных сетях. С марта в пяти магазинах торговой сети «Вкусвилл» можно оплатить покупки через СБП. В компании считают этот вариант оплаты перспективным, так как он может оказаться удобнее, чем оплата банковской картой или смартфоном с функцией бесконтактной оплаты, сказал представитель «Вкусвилла».
Оплата товаров с помощью этой технологии доступна на сотнях касс самообслуживания в магазинах «Пятерочка», сказал представитель X5 Group (входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик»). До конца года они планируют масштабировать оплату по QR-кодам на все кассы самообслуживания, а также на обычные кассы торговых сетей X5.
Представитель ритейлера Metro также считает оплату товаров по QR-кодам через СБП перспективной – сейчас компания разрабатывает ее внедрение. Альянс «Восточный союз» (объединение трех крупных торговых сетей Восточной Сибири и Дальнего Востока – «Красного Яра», «Самбери», «Слаты») также прорабатывает решения для внедрения нового способа оплаты, сказал его представитель.
Также в конце апреля к СБП подключилась сеть обувных магазинов Kari, с 21 апреля во всех магазинах косметической сети «Улыбка радуги» стала доступна оплата по QR-коду.
Несмотря на такой рост спроса, пока оплаты по QR-кодам в рамках СБП не являются заметным и значимым каналом для крупнейших ритейлеров, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, эквайринговые ставки (комиссия за обслуживание карты в торговой точке) для крупнейших FMCG-сетей (fast-moving consumer goods – товары повседневного спроса) существенно ниже, чем для малого и среднего бизнеса или непродовольственных ритейлеров, поэтому выигрыш в экономике при использовании СБП относительно невелик. Но Бурмистров все равно считает оплату по QR-кодам перспективной, потому что она обеспечивает большую гибкость для покупателей и дает технологическое преимущество.
Вопрос удобства для покупателей до сих пор спорный, считает представитель альянса «Восточный союз». По его словам, оплата через СБП действительно хороший способ оптимизировать свои затраты на эквайринг, но будущее за той технологией осуществления платежа, которая найдет отклик у покупателя, будет удобна и понятна для него. В тот момент, когда будет обеспечена полная интеграция СБП с теми же электронными кошельками, это даст достаточно значимый рост объемов транзакций, считает Бурмистров.
По данным ЦБ, в I квартале 2022 г. пользователи совершили 436 млн операций более чем на 2,4 трлн руб. СБП пользуется каждый третий житель России и за I квартал в среднем один пользователь системы совершил 10 операций, говорится в отчете ЦБ. При этом большую долю операций все равно занимают переводы, а на оплату через СБП (в интернете или точках продаж) пришлось в I квартале этого года всего 62,8 млрд руб. от общей суммы. В среднем в начале года около 6 млн граждан оплатили 15,7 млн покупок через СБП.
Торгово-сервисные предприятия активно внедряют возможность оплаты через СБП, отмечает ЦБ. В I квартале 2022 г. их число по сравнению с I кварталом 2021 г. увеличилось более чем в 4 раза до 177 000. При этом количество точек, которые принимают оплату через СБП, выросло более чем в 4,5 раза и составило 243 000.
Ранее «Ведомости» писали, что банки видят большой потенциал роста популярности СБП. Уже сейчас они отмечают значительный рост переводов и платежей через СБП и ожидают дальнейшего роста в течение этого года. Об этом «Ведомостям» рассказали представители ВТБ, «ФК Открытие», Росбанка, Промсвязьбанка, «МТС банка», «Почта банка», банков «Уралсиб», «Русский стандарт», «Абсолют» и «Зенит». Толчком к развитию СБП стало ограничение Apple Pay и Google Pay, говорил представитель банка «Зенит».
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отмечал, что в сегменте переводов через СБП потенциал почти достигнут, но в сегменте оплаты через СБП по QR-кодам еще есть потенциал для роста. Поэтому к концу II квартала он прогнозирует рост оплаты с помощью СБП до 8,5 млн пользователей и общей суммы покупок до 90 млрд руб. Вторую волну развития и более динамичный рост Войлуков прогнозирует во второй половине текущего года, если клиенты почувствуют удобство и комфорт от внедряемых технологий. Поэтому если темпы роста сохранятся, рассуждает он, то к концу года, возможно, количество людей, использующих СБП для оплаты, будет 12–15 млн человек, а объем оплаты покупок – примерно 120–150 млрд руб.