Российские металлурги отказываются от выплат дивидендов
Это будет удерживать инвесторов от покупок акций сталеваров, но ненадолгоРуководство «Северстали» не будет рекомендовать совету директоров выплачивать дивиденды за I квартал 2022 г. и IV квартал 2021 г., сообщила компания. Итоговое решение о выплате дивидендов будет вынесено на годовом общем собрании акционеров 20 мая, а пока компания решила также временно не публиковать свою финансовую отчетность за I квартал 2022 г. Значительная часть акционеров не в состоянии принимать инвестиционные решения и такое раскрытие информации может поставить часть заинтересованных сторон в более выгодное положение по отношению к другим, объяснила компания. Ранее подобное решение приняло и руководство НЛМК, а Evraz отменил финальные дивиденды за 2021 г.
Компании хотят иметь повышенный уровень денежных средств во время неопределенности и изменений в бизнесе, поставках, проведении платежей, поясняет инвестиционный стратег «ВТБ мои инвестиции» Иван Малина. Также, по его словам, конечные бенефициары, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях за рубежом, пока не могут получить выплаты, поэтому, вероятно, такие компании предпочтут не выплачивать дивиденды до перерегистрации в российской юрисдикции. Вероятность дивидендных выплат у сталеваров по итогам 2022 г. значительно выше промежуточных дивидендных выплат в 2022 г., считает Малина.
Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев также связывает решения компаний прежде всего не с результатами деятельности эмитентов, а с невозможностью выплатить дивиденды иностранным акционерам. Он напоминает, что крупнейшим акционером НЛМК с долей 79,3% является Fletcher Group Holdings Limited (Кипр), через которую компанию контролирует Владимир Лисин. Алексей Мордашов, судя по данным «СПАРК-Интерфакса», контролирует свои 77,03% «Северстали» также через несколько кипрских компаний. В условиях экономических санкций и вследствие запрета на выплату дивидендов из России иностранным акционерам для них сейчас распределять дивиденды действительно не имеет смысла, замечает Калачев.
В связи с существующими ограничениями на трансграничный перевод средств дивиденды российских компаний не доходят до нерезидентов, отмечает главный аналитик «Открытие инвестиций» по российскому рынку акций Алексей Павлов. Платить дивиденды, которые не могут получить мажоритарные акционеры, естественно, никто не будет, согласен эксперт. В дальнейшем, уверен он, выплаты будут восстановлены. А сейчас наибольшие шансы получить анонсированные выплаты имеют акционеры ММК: Виктор Рашников еще в конце февраля перевел свой пакет с кипрской компании на российское юрлицо, добавляет Павлов.
Перспективы черной металлургии
Российские сталевары столкнулись с рядом сложностей, перечисляют аналитики. Для них де-факто ограничили маржу на внутреннем рынке, а это не менее 50% продаж, говорит Павлов. Из-за санкций, введенных против Рашникова и Мордашова, у ММК и «Северстали» уже возникли проблемы с расчетами с внешними контрагентами, а последняя не отгружает продукцию на европейский рынок, являющийся для компании ключевым, отмечает аналитик.
Пока не сообщал о сложностях с экспортными операциями Evraz, хотя с платежом по евробондам проблемы были – из-за санкций против Романа Абрамовича, одного из крупных акционеров группы, добавляет эксперт. По его словам, НЛМК рапортует о штатной работе своих активов в ЕС и США, однако они, очевидно, в любом случае в зоне риска. Тем не менее проблем с финансовой устойчивостью у металлургов быть не должно благодаря ориентации на внутренний рынок и низкой долговой нагрузке, резюмирует Павлов.
Сталелитейный сектор оказался довольно уязвимым к санкционному давлению, поскольку продукция отрасли не имеет весомого значения на мировом, да и на европейском рынке, как, например, продукция компаний цветной металлургии – «Норникеля» или «Русала», добавляет Калачев. «Рынок стали конкурентный, и эту продукцию можно заменить поставками из других регионов, а европейские квоты России на сталь с радостью покроют Китай, Индия, Южная Корея, – объясняет он. – В отличие от сырья сталь сложно пристроить в Азии, поэтому снижение европейского экспорта стали будет оказывать ценовое давление на российский внутренний рынок».
В то же время внутренний спрос в России будет снижаться из-за остановки производства в стране и ввоза комплектующих рядом зарубежных автомобильных брендов, продолжает Калачев. По его словам, рост ипотечных ставок вслед за подъемом ключевой ставки Банком России может сдержать спрос со стороны строительной индустрии, при этом постоянные издержки, цены на железорудное сырье, лом и уголь, тарифы на перевозку и энергию продолжают тенденцию к росту. Выросла и налоговая нагрузка: с начала года увеличены ставки НДПИ на добычу руды и угля, введен новый акциз на жидкую сталь в размере 2,7%, и все это привязано к валютным ценам экспортного рынка. В связи с этим маржинальность внутреннего рынка для металлургов будет снижаться в 2022 г., заключает Калачев.
Из-за отсутствия возможности экспорта на западные рынки компании сектора черной металлургии вынуждены переориентироваться на восточные рынки, где цена на данный момент ниже на 25–35%, а также выше издержки на доставку, говорит Малина. Частичным исключением, по словам эксперта, является НЛМК, поскольку запрет ЕС на импорт стали не включает в себя слябы, которые компания поставляет на свой завод в Европе. Ограничения на экспортных рынках увеличивают конкуренцию в секторе черной металлургии на внутреннем рынке, что оказывает давление на цены, отмечает Малина. Но выручка на внутреннем рынке устойчива к санкционным рискам, добавляет стратег, обращая внимание, что наибольшая доля выручки на внутреннем рынке у ММК.
Сектору предстоит очень непростой год: экспортные ограничения со стороны Европы и ограничения на цены внутри России отразятся на бизнесе и внесут неопределенность в плане продаж и цен в этом году, говорит руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф инвестиций» Кирилл Комаров. Он рекомендует не спешить с инвестициями в металлургов. Арсенал санкционных мер в отношении отечественной металлургии еще не исчерпан, опасается аналитик ИК «Велес капитал» Василий Данилов.
Нет инвесторов без дивидендов
Высокая дивидендная доходность – один из основных факторов инвестиционной привлекательности сталелитейных компаний. Отмена выплат дивидендов может вызвать отток инвесторов из отрасли. Из-за отсрочки публикации отчетности инвесторы не смогут качественно оценить эффект от санкций и как изменился бизнес за последние месяцы, что создает повышенную неопределенность и может удерживать участников рынка от покупки акций, предупреждает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Дмитрий Скрябин не исключает, что в текущих условиях неопределенности в отношении операционных рисков на полугодовую периодичность публикации отчетности и приостановку дивидендов перейдут и другие компании сектора. Конечно, это не очень хорошо с точки зрения инвестиционной привлекательности компаний в моменте, но для долгосрочных инвесторов (от 1–2 лет) важно понять, смогут ли компании эффективно перестроить бизнес и приспособиться к новым условиям работы, а это покажет только время. Мировые цены на сталь держатся на достаточно высоком уровне, что в нормальных условиях работы (без санкций на экспорт и внутренних ограничений цен) обеспечило бы металлургам рекордные среди российских компаний дивидендные доходности.
Отказ от дивидендов не добавляет акциям отечественных сталеваров, которые в последние годы как раз славились высокой дивидендной доходностью, инвестиционной привлекательности, согласен с коллегами и Павлов.
Сама по себе отмена дивидендов, может, и не оттолкнет от акций, а вот риски и проблемы, которые привели к этому шагу, – вполне могут, рассуждает Комаров. В любом случае отказ от выплат дивидендов будет краткосрочным, считает Малина. По мере снижения ставок по депозитам в банках и возобновления дивидендных выплат акции металлургических компаний будут снова привлекательными для частных инвесторов, ориентированных на постоянные денежные выплаты, уверен стратег.
Что покупать
Наиболее устойчивыми выглядят НЛМК и Evraz, которые традиционно имеют достаточно низкое присутствие на отечественном рынке и комфортно чувствуют себя на зарубежных рынках. «Продукция НЛМК, преимущественно состоящая из стальных полуфабрикатов, не попала под ограничения на импорт в Евросоюз. А в структуре выручки Evraz Европа занимает лишь 7%, а 27% – азиатский рынок», – поясняет Данилов.
В текущих условиях наиболее крепкая история в секторе – НЛМК, говорит Пучкарев. Компания в меньшей степени пострадала от санкций, а высокая доля экспортных поставок позволит ей заработать на ослаблении рубля, поясняет эксперт. Он также советует присмотреться к угольным компаниям – «Распадской» и «Мечелу», поскольку их доля на рынке ЕС была не такой большой, тогда как цены на уголь остаются высокими.
Самой интересной бумагой в черной металлургии Павлов считает ММК, у которого порядка 80% продаж приходится на рынок России и стран бывшего СНГ. К тому же компания имеет возможность заплатить дивиденды, а ее турецкий актив вряд ли попадет под санкции, поясняет эксперт.
Аналитики «Финама» оценивают акции компаний черной металлургии «хуже сектора» (всей горно-металлургической отрасли. – «Ведомости»). Старший аналитик по металлургическому сектору «Атона» Андрей Лобазов отдает предпочтение производителям цветных и драгоценных металлов, которые в меньшей степени подвержены трудностям с логистикой и являются крупными игроками на мировой арене, – это «Норникель», «Русал», «Полюс».