Путин распорядился продавать российский газ недружественным странам за рубли
Это может привести к увеличению стабильности национальной валютыРоссии больше нет смысла поставлять свои товары в Европейский союз и США в долларах, евро и других «скомпрометировавших себя» валютах – пора переходить на рубли, объявил 23 марта президент Владимир Путин. Он поручил начать с природного газа и перевести в национальную валюту платежи за поставки в недружественные страны. Изменения коснутся только валюты платежа, подчеркнул Путин: Россия продолжит поставлять природный газ в соответствии с объемами и принципами ценообразования, зафиксированными в заключенных ранее контрактах.
«Газпрому» правительство даст указание внести изменения в действующие контракты. Правда, не ясно, предусматривают ли контракты компании такую опцию – в «Газпроме» не ответили на запрос «Ведомостей».
Все зарубежные потребители должны иметь в России возможность осуществлять платежи за покупаемый газ по понятной и прозрачной процедуре и приобретать рубли на внутреннем рынке, сказал Путин. Правительство вместе с ЦБ должны в течение недели определиться с порядком совершения таких операций.
Австрийская нефтегазовая OMV в этот же день заявила, что продолжит платить за российский газ в евро – другой договорной базы нет, отметил президент компании Альфред Штерн.
После поручения продавать недружественным странам газ за рубли национальная валюта начала уверенно укрепляться: в моменте доллар стоил чуть меньше 95 руб. Торги американская валюта завершила падением – до 97,74 руб, евро – до 108,01 руб. Цены за газ ускоренно росли – на 25% и превышали $1400 за 1000 куб. м.
В недружественные страны Россия поставляет 65–70% всего газа, говорит директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. В 2021 г. общий объем выручки от экспорта был $70 млрд. Соответственно, 70% от 70 млрд – это по старым ценам около $50 млрд, которые могли бы быть переведены в рубли. На этот год эта цифра будет другой, говорит эксперт, так как цена меняется и не до конца понятно, какие объемы Россия сможет экспортировать, но речь может идти о $50 млрд и выше.
Что это значит
Поручение президента фактически означает, что теперь контрагенты из недружественных стран должны будут покупать рубли за евро или доллары, а так как рубли есть только у российских резидентов, то им придется приходить для этого на отечественный рынок. В краткосрочной перспективе продажа газа за рубли обеспечит приток иностранной валюты в Россию путем торговых операций, а не через продажу выручки экспортерами (сейчас они обязаны продавать 80% валютной выручки), объясняет аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева.
Если до сих пор было важно, когда экспортеры продавали валюту на рынке (обычно это происходило в даты выплаты налогов), то теперь для рынка будет важно, когда покупатели газа будут конвертировать валюту в рубли для оплаты контрактов, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: такое решение позволит сохранить участие иностранных банков на валютном рынке, что можно считать хорошей новостью.
Кто входит в список недружественных стран
В официальный список недружественных стран, утвержденный правительством, входят 43 государства: члены ЕС (27 стран), Австралия, Албания, Андорра, Великобритания (включая остров Джерси, остров Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар), Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария, Япония.
Президент поручил внести изменения в действующие контракты, но не до конца ясно, есть ли такая опция в них и как отреагируют на это европейские контрагенты, говорит аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Скорее всего, стоимость в валюте будет сохранена, но станет осуществляться за рубли по курсу, полагает он. Если европейцы должны будут сами конвертировать на нашем рынке доллары/евро в рубли, чтобы оплатить товары, которые мы им поставляем, то в сегменте продаж газа будет конвертироваться уже 100% валютной выручки, а не 80%, как было раньше, считает Мурашов. Факт конвертации сразу 100% валютной выручки благоприятен для рубля, но потребует определенной подстройки расчетов, пишут аналитики «ВТБ капитала».
Решение перевести оплату за газ в рубли никак не влияет на силу или слабость рубля – оно меняет логистику валютных потоков, но не уменьшает и не увеличивает их, говорит Орлова. Если раньше валюту продавали на рынке экспортеры после получения доходов, новое предложение подразумевает, что валюту за рубли будут продавать на рынке покупатели газа. Косвенно это может иметь позитивные последствия, так как уменьшит возможность прямого контроля экспортеров над валютным рынком, считает экономист.
Возможно, подобное решение должно вести к разморозке золотовалютных резервов Банка России (из $640 млрд заморожено $300 млрд), считает экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец: для проведения межбанковских операций в Европе в рублях может понадобиться своп-линия между странами. Таким образом, можно вернуть ЦБ в мировую финансовую систему, полагает экономист.
Рубль – международная валюта
Перевод экспорта сырья с иностранных валют в поставку за рубли всегда был стратегической целью российского руководства, говорит Лукичева: биржевая инфраструктура на бирже СПбМТБС, например, для продажи нефти сорта Urals за рубли давно готова. «Но рынок не готов был сделать этот шаг, видимо, момент для перехода наступил», – отмечает эксперт.
Рубль уже является валютой международных расчетов – за прошлый год по экспорту почти 65% товаров из России в СНГ расчеты проводились в рублях, по странам БРИКС доля составляла порядка 14%, в частности с Индией – больше 50%, говорит главный экономист по России «ВТБ капитала» Александр Исаков.
Сложно ожидать, что быстро возникнет рынок рубля за пределами России, сомневается Донец. Если валюта становится средством международных расчетов, то европейцам надо покупать рублевые активы, иметь в стране налаженные каналы, т. е. такая мера потенциально должна привести на рынок иностранцев, но это мало вяжется с текущей геополитической обстановкой, отмечает она. Развитие международного рублевого рынка сейчас невозможно – для этого рубль должен быть предсказуем и стабилен. Экономика должна предлагать ликвидный финансовый рынок, открытый и понятный курс рубля.
Необходимым условием для сколь угодно значимого увеличения роли рубля в международных расчетах была и остается сильная экономика, растущие объемы внешней торговли и развитый финансовый рынок, согласен Полевой: «Вряд ли этот сценарий возможен в ближайшие годы». Сейчас цель властей – максимально быстро и с минимальными издержками перейти на расчеты в национальных валютах там, где это возможно, чтобы снизить дополнительные санкционные угрозы и связанные с ними неудобства.
Покупателям российского экспорта придется формировать рублевые резервы за рубежом, поэтому объем потенциальной рублевой массы резко вырастет, а это уже приведет к увеличению стабильности рубля, парирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин: появится много контрагентов, которым колебания рубля невыгодны.
Начать с газа логично, так как от него отказаться быстро довольно сложно, продолжает Брагин. Затем можно понемногу двигаться дальше, «обучая Европу и США платить нам в рублях». С учетом большого торгового профицита есть очень высокие шансы на успех, резюмирует экономист. В долгосрочном плане стоит перевод поставок всего сырья на рублевую основу – это даст мощную подпитку для развития свободной конвертации рубля и выведет российскую валюту на новый уровень значимости в мировой торговле, согласна Лукичева.
Поменять контракт
«Газпром» будет вынужден выполнить директиву правительства, но иностранные контрагенты могут не согласиться на такие условия, говорит заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. При этом он напомнил, что «Газпром» много раз вносил коррективы в контракты, в том числе по требованию европейских регуляторов.
По мнению управляющего партнера юридической компании Art de lex Дмитрия Магони, перевод на оплату в рублях возможен по соглашению сторон контракта. «Очевидно, что если «Газпром», ссылаясь на решение государства, будет настаивать на переводе расчетов в рубли, то его европейским контрагентам придется на это согласиться», – считает юрист. Адвокат подчеркивает, что если решение президента России получит закрепление в форме нормативного правового акта, то расчет в иной валюте, нежели рубль, будет противоречить закону. «В таком случае иностранные партнеры «Газпрома» вынуждены будут подчиниться», – заключил он.
Как правило, при заключении долгосрочных соглашений валюта, в которой допускается проведение расчета между сторонами, фиксируется, отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Если же договор допускает использование во взаиморасчетах сразу нескольких валют, то им же определяется и курс конвертации. Иккерт подчеркнул, что, согласно общим правилам, изменения в действующий договор могут вноситься только по соглашению сторон, а любые спорные ситуации, если таковые возникают, должны решаться уполномоченным сторонами или арбитражным судом.
Отказ от газа
У европейских контрагентов может вырасти мотивация отказаться от российского газа, считает Донец. Но реализовать это сложно. Европа не сможет отказаться от российского газа без экономических потерь как минимум на горизонте до 2030 г., говорит Гривач. «Газпром», обладающий монопольным правом на экспорт газа через трубопроводы, в 2021 г. поставил в дальнее зарубежье 185,1 млрд куб. м газа. Из них около 10,4 млрд куб. м (данные таможни КНР) поступило в Китай.
Основные поставки российского газа в Европу осуществляются через газопроводы «Северный поток» (проектная мощность – 55 млрд куб. м), Ямал – Европа (мощностью 32,9 млрд куб. м), а также через Газотранспортную систему (ГТС) Украины. По итогам 2021 г. через «Северный поток» было прокачано 59,2 млрд куб. м, а через ГТС Украины – 41,6 млрд куб. м.
Россия также осуществляет экспорт сжиженного природного газа (СПГ). На данный момент в стране существуют лишь два крупных проекта: «Ямал СПГ» «Новатэка» (18,8 млн т по итогам 2020 г.) и «Сахалин-2» «Газпрома» (11,6 млн т). По итогам 2021 г. Россия экспортировала около 16 млрд куб. м СПГ. Российский СПГ поступает преимущественно на азиатский рынок.