ЦСР представил свои предложения по регулированию майнинга
Они схожи с предложениями Минфина, но эксперты не уверены в жизнеспособности некоторых идейЭксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) предложили собственные меры регулирования процесса добычи криптовалют в России – майнинга. Идеи и предложения ЦСР изложены в докладе «Как регулировать майнинг в России?», с которым ознакомились «Ведомости».
ЦСР поддерживает предложения Минфина, который, в противовес Банку России, выступает за регулирование криптовалют и создание специального реестра профессиональных майнеров. Введение такого реестра облегчит правоприменение, учет потребления электроэнергии и контроль за возможным причинением вреда экологии, считают эксперты ЦСР. Они поддерживают и предложенный в законопроекте Минфина подход ориентироваться на превышение лимита энергопотребления, чтобы квалифицировать майнеров как предпринимателей, хотя это и отходит от общего определения предпринимательской деятельности.
Проблема энергопотребления
Большое электропотребление и создание высокого углеродного следа – ключевая проблема в вопросе легализации майнинга. По оценкам сервиса Digiconomis, совокупное годовое энергопотребление майнинга наиболее популярных криптовалют Bitcoin и Ethereum составляет 317,6 ТВт ч, что сопоставимо с годовым энергопотреблением таких стран, как Мексика (259,7 ТВт ч), Саудовская Аравия (290,7 ТВт ч), Италия (304,1 ТВт ч), Великобритания (331,4 ТВт ч). При этом годовой углеродный след сети блокчейна Bitcoin – 97,14 млн т СО2, Ethereum – 53,75 млн т СО2.
В связи с этим ЦСР предлагает установить социальную норму потребления электроэнергии и ввести дифференцированные тарифы по категориям потребителей. Эксперты предлагают применять к майнерам общие тарифы на электроэнергию, а не льготные или повышенные. Такой подход принят в большинстве иностранных правопорядков и не влечет за собой негативных последствий, присущих введению льготных и повышенных тарифов, говорится в докладе.
97,14 млн т СО2
составляет годовой углеродный след сети блокчейна Bitcoin и 53,75 млн т СО2 сети Ethereum
Вместе с тем применение льгот возможно в ряде случаев, например если при майнинге используются возобновляемые источники энергии (ВИЭ), – здесь ЦСР предлагает рассмотреть возможность налоговых и таможенных льгот для майнеров. Также в качестве мер поддержки предлагается рассмотреть упрощенное регулирование создания электрогенерирующих мощностей на основе ВИЭ для собственных нужд, упрощение предоставления водных объектов для гидроэлектростанций, выделение территорий для построения солнечных электрогенераций, ветряных станций, геотермальных и т. д.
Ограничить майнинг какой-то территорией и установить на ней специальное регулирование ЦСР кажется неразумным. Если стимулировать потребление электроэнергии в тех регионах, где есть профицит ее выработки, то он очень быстро превратится в дефицит, потому что все начнут стремиться туда. К тому же это может привести к росту цен на электроэнергию. Поэтому ЦСР выступает за распространение регулирования на всю территорию России, но предлагает установить количественное ограничение майнинга посредством выделения квот. Но устанавливать их предлагается не на федеральном уровне, а на региональном.
Также один из способов оптимизации потребления электроэнергии ЦСР видит в использовании энергоэффективного оборудования и предлагает расширить практику внедрения стандартов и маркировки энергоэффективности в России на компьютерное и специализированное оборудование, используемое для майнинга.
Правовые отношения
Введение особых требований и разрешений на организацию майнинговых пулов (сервер, где объединены вычислительные ресурсы многих майнеров) ЦСР считает излишним: между участниками пула складываются гражданско-правовые отношения, которые могут регулироваться договором простого товарищества, к тому же майнеры в любой момент могут выйти из пула.
К облачному майнингу (когда покупаются или берутся в аренду вычислительные мощности у другого лица с целью получения доли в прибыли) ЦСР предлагает применять законодательство о паевых инвестиционных активах, в том числе в части ответственности за его нарушение.
Веб-майнинг (использует для майнинга оборудование посетителей сайта путем размещения на сайте соответствующего кода) требует особого регулирования, отмечается в докладе, но ЦСР не предлагает ничего конкретного, оставляя данный вопрос открытым для обсуждения.
Также в докладе ЦСР говорится, что в России уже уголовно наказуем скрытый майнинг, или криптоджекинг, когда используются вычислительные мощности, не принадлежащие непосредственно майнеру, и при этом сам владелец вычислительных мощностей о майнинге не знает. Но пока не ясно, под какую именно норму УК попадает такая деятельность.
Налогообложение
В вопросе налогообложения ЦСР полностью поддерживает подход Минфина: в части налогообложения прибыли/доходов для юридических лиц предусмотреть возникновение налоговых последствий, начиная с этапа получения криптовалюты в результате майнинга, а для физических лиц – только на этапе выбытия полученной криптовалюты. Также ЦСР предлагает убрать НДС для майнинга.
Работать над вопросами налогового администрирования, учета, расчета налоговой базы целесообразно после того, как будет достигнута определенность с концептуальным подходом к порядку налогообложения не только майнинговой деятельности, но и оборота криптовалют в целом, отмечается в докладе.
Что думает рынок
Регулирование майнинга – логичный первый шаг в вопросе регулирования криптоактивов, но без последующего общего регулирования криптовалют он не будет достаточным, считает управляющий партнер D&A Partners Екатерина Смирнова. Но на текущем этапе сложное и подробное регулирование майнинговых пулов в России нецелесообразно, считает гендиректор BitRiver Игорь Рунец: это лишь отпугнет действующих и потенциальных инвесторов в майнинговые активы.
Применение договора простого товарищества для майнинговых пулов является необоснованным сужением прав майнеров на организацию деятельности и инвестиций, считает адвокат Saunin Law Practice Андрей Саунин. Правоприменение договора простого товарищества, как и паевого инвестирования, имеет серьезные проблемы, в том числе это связано со сложным налоговым администрированием и спорами между участниками, отметил эксперт. Конструкция простого товарищества является достаточно гибкой, но в отношении пулов необходимо изначально сделать ряд оговорок и пересмотреть общие правила, например что «вклад» майнера определяется в отношении каждой операции отдельно, пояснил адвокат АБ «S&K Вертикаль» Иван Бабин.
Предложение о введении квот на потребление электроэнергии (количественное ограничение майнинга) не имеет смысла, так как крупные дата-центры для майнинга и так подают заявки на техприсоединение, в ходе обработки которых электросетевые организации устанавливают основные параметры для подключения, считает Рунец. Такой же точки зрения придерживается и президент РАКИБ Юрий Припачкин, отмечая, что квотами на электроэнергию заведуют энергетические компании, а не власти регионов.
Спорным для экспертов моментом стал и вопрос налогообложения. Пытаться выделить майнинг отдельно бессмысленно, считает Припачкин: уже есть действующее законодательство, поэтому достаточно налога на прибыль, который возникает в момент реализации криптовалюты. Рунец считает, что налогообложение майнинга целесообразно установить в момент перевода намайненной криптовалюты в фиатные средства.
Уплата налога в момент получения валюты для майнера опасна тем, что из-за падения цены сумма налога может превысить стоимость самой валюты на момент продажи, говорит Бабин. С другой стороны, получение налога только при продаже валюты чревато замораживаем средств. В итоге решение о возникновении налоговых обязательств для физлиц с момента выбытия криптовалюты, а для юрлиц – с момента получения выглядит как попытка некоего компромисса, отметил он.
С предложением о введении дифференцированных тарифов (промышленного и частного) согласны все опрошенные эксперты. Установка же отдельных тарифов на электроэнергию может быть расценена как дискриминация и нарушение конкуренции, считает советник Lidings Дмитрий Кириллов, а вот отделять промышленный майнинг от домашнего надо. Отдельные нормы потребления могут стать рычагом воздействия государства, привести к монополии и необходимости оправдываться и доказывать свои права на потребляемый объем энергоресурсов, считает Саунин.
Представители Минфина и ЦБ не ответили на запрос.