Банки не торопятся замещать ПО после ухода иностранных вендоров
Ряд игроков уже используют собственные разработки, а спешка может лишь навредитьВопрос импортозамещения в IT-инфраструктуре банков становится острее с уходом с российского рынка ключевых американских и европейских вендоров – Cisco, IBM, Oracle, Imperva, Fortinet, Microsoft, Norton, Avast и др. Руководители банковских IT-подразделений рассказали «Ведомостям», что будет с переходом на отечественное программное обеспечение (ПО) и оборудование после ухода иностранных игроков, ускорится ли темп запланированного импортозамещения и как обстоят дела с отечественными аналогами.
Уход с рынка иностранных поставщиков означает, что банки остаются без вендорской поддержки и придется рассчитывать на собственные компетенции – больше не работают механизмы RMA (замена вышедших из строя узлов), есть проблемы с ввозом оборудования в Россию, приостановлены некоторые проекты, говорит директор департамента цифровых технологий банка «Синара» (ранее – СКБ-банк) Денис Кузнецов. Самый большой риск – это работоспособность сетей передачи данных (основной вендор был Cisco).
Некоторые банки столкнулись с невозможностью получить обновления своего ПО или продлить лицензию для некоторых программных продуктов иностранного производства, поделился начальник департамента информационных технологий банка «Держава» Вадим Жилин.
Возникла и дополнительная нагрузка на сотрудников департамента информационных технологий и информационной безопасности, поделился Жилин. Как писали ранее «Ведомости», на фоне роста кибератак на российские организации и ухода иностранных поставщиков в банках резко возрос спрос на решения в сфере информационной защиты.
Банки обязаны перейти на отечественное ПО и оборудование в силу вступившего в 2018 г. закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ)». К КИИ относят сети связи, информационные и автоматизированные системы управления, задействованные в здравоохранении, связи, энергетике, транспорте, банковской и иных сферах финансового рынка. Изначально перейти на использование преимущественно отечественного ПО планировалось до 1 января 2021 г., еще через год объекты КИИ должны были перейти на российское оборудование. В начале 2021 г. дату перехода сдвинули на 2023 г. для ПО и на 2024 г. для оборудования. Но летом 2021 г. банки договорились с Минцифры осуществлять переход плавно – по мере истечения лицензий или завершения амортизации программ и устройств, писал РБК.
Стоит ли ускориться
Несмотря на то что процесс импортозамещения запущен давно, введенные ограничения и уход многих иностранных компаний с российского рынка подтолкнули отечественные компании двигаться быстрее и разрабатывать запасные сценарии, говорит директор по информационным технологиям «Почта банка» Иван Карпов. Даже при том что импортозамещение получило беспрецедентный стимул, по позитивным оценкам банка «Ренессанс кредит», переход все равно займет до пяти лет. По оценкам банка «Держава», полный переход возможен на горизонте 3–5 лет.
С другой стороны, сейчас нет смысла ускорять импортозамещение, так как рынок перегрет, производители не принимают заказы, а реализация новых проектов маловероятна, отмечает Кузнецов. Поэтому лучше подождать, пока рынок успокоится, потому что в спешке можно наделать ошибок в инфраструктуре и архитектуре решений, а это серьезные риски для банка, резюмирует эксперт.
Запас прочности
Банковские руководители IT-департаментов смотрят в целом на ситуацию положительно, отмечая, что к подобному сценарию готовились давно и у банков есть запас прочности, поэтому текущая ситуация никак не повлияет на доступность банковских сервисов для клиентов.
Наибольший объем изменений связан с пересмотром уже разработанных технологических решений в пользу выбора альтернативы ушедшим с рынка игрокам, говорит старший вице-президент по информационным технологиям и цифровой трансформации бизнеса банка «Ренессанс кредит» Денис Сотин. Банк «Ак барс» столкнулся со значительным ростом задач по замене ряда систем, но, несмотря на это, активно реализует замену иностранного ПО и оборудования, говорит его представитель: в банке уже сложилась собственная экспертиза по реализации таких проектов.
Директор по инновациям банка «Центр-инвест» Юрий Богданов отметил, что по всей критичной инфраструктуре у банка обеспечены резервные мощности и сохраняются различные варианты получения своевременной поддержки. Похожая ситуация и в «Почта банке», говорит Карпов: большинство партнеров и поставщиков создали запас запчастей, а также обладают необходимыми компетенциями для обслуживания и сопровождения IТ-оборудования и ПО. К тому же, резюмирует Карпов, все оборудование имеет резервный контур, поэтому даже выход из строя отдельных элементов не приведет к нарушению работы всей системы банка.
Уже перешли
Ряд банков (особенно крупные) в своих системах уже давно используют отечественное ПО и оборудование, программы собственной разработки или ПО с открытым исходным кодом (open-source software).
ВТБ давно ориентируется преимущественно на разработки на открытом коде и их регистрацию в реестре отечественного ПО, уверяет представитель госбанка. «Абсолют банк» также в развитии своего IT-ландшафта и разработке новых сервисов применяет ПО преимущественно российских производителей либо с открытым исходным кодом (это позволяет не зависеть от вендора), сказал представитель банка. По его словам, все необходимые решения уже были заранее выбраны и успешно пропилотированы. Все основные системы «МТС банка» – это отечественные разработки, а в части оборудования у них в основном применяются серверы и сети хранения данных Huawei, что снижает риски отказа в поддержке, говорит руководитель информационно-технологического кластера «МТС банка» Алексей Клепиков.
Примерно половина ПО в «Почта банке» российского производства: автоматизированная банковская система (специальная программа, предназначенная для расчетов платежей, комиссий, процентов по депозитам и вкладам), программы для взыскания просроченной задолженности и многое другое. Кроме того, поддержка и обслуживание существенной части банковского ПО осуществляются не самими иностранными вендорами, а их официальными российскими партнерами, а значит, сотрудничество продолжится без изменений, отметил Карпов.
Отечественные аналоги
Сегодня реестр Минцифры насчитывает почти 13 000 отечественных программных продуктов – еще в начале прошлого года их было около 9000, писали ранее «Ведомости». По некоторым позициям их продукция уже может конкурировать с зарубежными аналогами, а некоторые российские компании уже сейчас выходят с предложением комплексно перевести банковское ПО на российские рельсы, опираясь на государственную поддержку, говорит Карпов из «Почта банка». В сфере информационной безопасности ситуация с импортозамещением еще лучше: процесс перехода на отечественный софт начался намного раньше и активно стимулировался со стороны государства, на рынке уже много российских игроков, предлагающих качественные решения в этой сфере.
Но далеко не всех устраивает качество отечественных аналогов. По словам Жилина из банка «Держава», возможности отечественных аналогов ПО, например средств виртуализации, ограничены – порой не хватает производительности, а надежность отечественного оборудования тоже временами вызывает сомнения. Не для каждого замещаемого ПО или оборудования можно найти сопоставимый по параметрам производительности и функциональности аналог, согласился с ним Сотин из «Ренессанс кредита». И если в части ПО ситуация лучше, то в части оборудования подобрать замену бывает сложно или даже невозможно. «По ряду направлений приходится полностью пересматривать архитектуру применяемых решений, чтобы снизить зависимость от оборудования ушедших с рынка поставщиков», – сказал он.
Есть и другие альтернативы: можно искать аналоги не только среди российских производителей ПО и оборудования, но и среди поставщиков других стран, которых пока не коснулись ограничения, например из Китая, говорит Карпов. Кузнецов из «Синары» согласен, что качество китайских аналогов вполне достойное, но пока есть проблемы с техподдержкой.
Вопрос цены перехода тоже остается открытым – адаптация к новым условиям неизбежно приведет к существенному росту затрат банков на поддержание и развитие IT-инфраструктуры. Эксперты отмечают, что расходы банка могут сильно варьироваться в зависимости от его масштаба и текущего уровня проникновения российского ПО. Кроме того, необходимо не только оценивать прямую замену оборудования и ПО на аналоги, но и учитывать конъюнктуру рынка, риски просадки и недоступности банковских сервисов, формат предоставления сервиса и т. д., резюмирует Сотин.