Лимит одной операции в сервисе переводов ЦБ могут увеличить до 1 млн рублей
Сейчас максимальный размер одной операции внутри СБП – 600 000 рублейСреди мер поддержки населения и бизнеса правительство и Банк России обсуждают увеличение с 1 апреля максимальной суммы одной транзакции внутри Системы быстрых платежей (СБП) с 600 000 до 1 млн руб.: это поможет снизить издержки при переводах. Это «Ведомостям» рассказал собеседник, близкий к правительству, и подтвердил представитель ЦБ. Увеличение лимита в системе Банка России в качестве меры поддержки бизнеса озвучил 4 марта первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с главами регионов и руководителями деловых объединений.
Это позволит гражданам совершать мгновенные платежи и оплачивать покупки и услуги через СБП на более крупные суммы, объясняет представитель Банка России. В свою очередь, торгово-сервисные предприятия смогут сократить издержки, так как банковские комиссии за прием оплаты через СБП в 2,5–3 раза ниже эквайринговых.
Для бизнеса комиссии за переводы внутри СБП составляют 0,4–0,7% в зависимости от вида деятельности. Кроме того, с 1 июля 2021 г. по 1 июля 2022 г. предприятиям малого и среднего бизнеса банки компенсируют затраты на комиссии за прием платежей с помощью СБП. С прошлого года продавцы могут принимать оплату за товар через СБП по QR-коду, кнопкой в приложении или по платежной ссылке.
Гарантированный Центробанком бесплатный лимит переводов граждан через СБП – 100 000 руб., но за превышение лимита комиссия не должна быть более 0,5% и не более 1500 руб.
Что такое СБП
ЦБ запустил СБП в начале 2019 г. Она позволяет быстро переводить денежные средства между счетами разных банков. Сначала СБП использовалась только для мгновенных переводов между физлицами по номеру телефона. Осенью 2019 г. в системе появились и переводы от физического лица юридическому для оплаты товаров и услуг. Сейчас система позволяет осуществлять и переводы между юрлицами.
Центробанк не берет с банков комиссию за переводы в СБП между гражданами до 30 июня этого года включительно. С 1 июля тариф за перевод до 125 руб. составит 0,05%, а за максимальный (от 6000,01 до пока еще 600 000 руб.) – 3%. За переводы между юрлицами с 1 апреля 2020 г. банки платят регулятору комиссии в размере 0,05–3%.
На фоне введения в стране валютного контроля со стороны государства банки повышают тарифы на крупные переводы со счетов юрлиц и ИП на счета физлиц. 4 марта новые тарифы ввел «Тинькофф банк», который обслуживает свыше 600 000 бизнес-клиентов. Согласно данным сайта, комиссия за переводы и снятие наличных начинается от 2% (на суммы до 150 000 руб.) и достигает 20% (на суммы от 1 млн руб.). Правда, в тот же день «Тинькофф банк» сообщил об отмене тарифов, пообещав компенсировать расходы клиентов в этой части «в ближайшее время». Банк решил не увеличивать комиссии до момента, пока данные инициативы регуляторов не будут оформлены законодательно, пояснил представитель «Тинькофф банка» «Ведомостям».
Со 2 марта для «предотвращения сомнительных операций на внутреннем финансовом рынке в период волатильности» в Сбербанке комиссия за переводы со счета юрлица на карту физлица составит от 2 до 3,5% в зависимости от суммы перевода. Для ИП переводы до 300 000 руб. будут проводиться без комиссии.
Как пояснили «Ведомостям» два собеседника, знакомых с ситуацией, за несколько дней до этого банки обзвонили представители ЦБ, говоря о необходимости повышать тарифы за переводы со счетов ИП на счета физлиц. Это делается для контроля оборота наличных внутри страны, поясняет один из собеседников. Сейчас у ряда банков крайне напряженная ситуация с наличной валютой, что объясняется, в частности, логистическими проблемами, отмечает издание Frank Media: инкассаторы, занятые удовлетворением повышенного спроса на рублевую ликвидность, просто не успевают возить валютные банкноты.
Опрошенные «Ведомостями» бизнесмены отмечают, что мера ЦБ поможет больше среднему бизнесу, а не малому.
Коммерческий директор сети АЗС «Магистраль» Сергей Соловьев говорит, что их компания давно подключила СБП, но средний чек по сопутствующим товарам в «Магистрали» – 400 руб., по топливу – 1500–2000 руб., что делает такие меры для компании неактуальными. Возможно, эти меры больше поддержат ритейл, говорит Соловьев. СБП появилась недавно, и, чтобы она работала, как и любой другой новой системе, ей необходимо продвижение. Но поддержка и маркетинг СБП были недостаточными: в сравнении с системами Visa и Mastercard, которые дают людям кэшбэки и дополнительные льготы, СБП этого не предлагала, резюмирует Соловьев.
СБП для малого бизнеса не актуальна – ею активнее пользуется средний бизнес, согласен совладелец сети книжно-канцелярских магазинов «Леонардо» Дмитрий Аббакумов.
Если говорить о ритейле, то активное внедрение СБП как минимум в пять раз может сократить издержки на эквайринг, расходы на который сейчас занимают, как правило, третью строчку среди самых затратных статей компаний, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Учитывая, что доля безналичных платежей, например, в интернет-торговле больше 80% (на ряде площадок уже 100%), речь идет об экономии колоссальных сумм. Кроме того, распространение этой системы на b2b-сектор, с возможностью выставления счета, существенно ускорит бизнес-процессы, исключит ошибки в реквизитах и сделает переводы более прозрачными, заключает он.
В подготовке статьи принимали участие Софья Шелудченко и Наталья Заруцкая