Банкиры раскритиковали проект властей о сдаче биометрии в ЕБС через приложение

Они обратили внимание на ряд правовых лакун в документе
Getty Images
Getty Images

Банки требуют доступа к информации о том, каким образом физлица подают биометрию в Единую биометрическую систему (ЕБС) – через точки приема этих данных (МФЦ или банковские отделения) или самостоятельно, через специальное мобильное приложение. Это следует из заключения Национального совета финансового рынка (НСФР) на проект постановления правительства, который устанавливает правила самостоятельной сдачи биометрии гражданами в Единую биометрическую систему (письмо совета в адрес главы Минцифры Максута Шадаева есть у «Ведомостей»).

Если банки не будут знать о способе подачи биометрии – а по нынешним правилам эта информация им недоступна, – ряд их клиентов может быть дискриминирован, когда опция предоставления слепка лица и голоса через мобильное приложение будет введена в оборот, предупреждает НСФР. Дело в том, что от того, как именно были поданы данные, зависит контур доступных клиенту банковских услуг – кредитные организации могут сузить линейку предложений для всех клиентов из-за сравнительно более высокого риска обслуживания физлиц, направивших биометрию через приложение. Достоверность и качество таких данных пока под вопросом, следует из письма НСФР. НСФР просит наделить банки, если они сомневаются в достоверности собранных самостоятельно биометрических данных гражданина, при предоставлении дистанционных услуг иметь право обратиться к оператору ЕБС с просьбой провести проверку достоверности данных.

В проекте постановления приведен перечень случаев использования биометрии – например, осуществление операций с использованием платежных карт в сумме, не превышающей 1000 руб., осуществление дистанционного обслуживания клиента банков, аутентификация банком клиента при его личном присутствии и на портале Госуслуг и проч. Но, судя по тексту проекта постановления, банки могут провести исключительно аутентификацию клиентов (проверку подлинности данных) для обеспечения им доступа к этим услугам – тогда как понятие идентификации клиента, т. е. определения его как пользователя услугами именно этого конкретного банка, в документе отсутствует, обращает внимание НСФР. Так или иначе, в настоящее время многие из перечисленных операций могут осуществляться и вовсе без использования биометрии клиента, поэтому практическая ценность от их включения в перечень отсутствует.

Еще одно предложение совета – дать возможность использовать самостоятельно поданную биометрию для идентификации граждан всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, указанным в 115-ФЗ (антиотмывочный закон, кроме банков, регламентирует мониторинг за деятельностью операторов инвестиционных платформ, МФО, ломбардов, операторов связи и ряда других).

Реакция рынка

Опрошенные «Ведомостями» банки в целом согласны, что проект постановления требует доработки. В ВТБ полагают, что недостатки у документа следующие: он не прописывает порядок подтверждения физлицами биометрических данных, в нем отсутствует право кредитных организаций на обращение к оператору ЕБС о проверке их достоверности, не предусмотрено право банков отказывать в осуществлении операции, если в рамках процесса установления личности у кредитной организации возникли сомнения. Непонятно, как банк будет определять, что данные сомнительны, соответствует образец при идентификации эталону из ЕБС либо нет, добавил директор департамента розничных продуктов «Абсолют банка» Виталий Костюкевич. При этом обращаться за этим к оператору ЕБС нет смысла, поскольку в этом процессе будут участвовать люди, а идентификация ЕБС должна идти без участия сотрудников и быстро, в течение 5 минут, обратил внимание Костюкевич. Также в документе ничего не сказано о применении к нерезидентам, которые все больше пользуются финансовыми услугами российских банков, напомнил он.

На наличие информации только об аутентификации в проекте постановления обратил внимание и заместитель председателя правления Совкомбанка Олег Машталяр. Он отметил, что более динамичное развитие могли бы придать сервисы, которые требуют дистанционную идентификацию.

Вместе с тем саму идею самостоятельной сдачи физлицами данных биометрии банки оценили положительно. Регулирование режима самостоятельной сдачи биометрических шаблонов – важный шаг в дальнейшем развитии дистанционных каналов взаимодействия с клиентами и стимулировании потребителей на сдачу биометрии в более доступной форме, отметил Машталяр. Однако тут же добавил, что имеет смысл обсудить с Минцифры возможности более широкого использования шаблонов. Представитель ВТБ отметил, что они заинтересованы в использовании биометрии, собранной путем саморегистрации, для улучшения клиентского пути, например для аутентификации клиента при личном присутствии. Но при этом он считает, что перечень услуг, которые можно предоставлять клиентам, сдавшим биометрию самостоятельно, можно расширять, а также проработать механизмы дополнительной проверки таких данных, например с помощью обмена информацией между банками и операторами мобильной связи и сверками с базами МВД. Возможность использовать биометрию, сданную гражданами самостоятельно через смартфон, наравне с зарегистрированной в банковских отделениях позволит эффективнее собирать биометрические данные и наполнять ЕБС, а также позволит банкам увеличить клиентскую базу, сказал заместитель президента – председателя правления «Почта банка» Святослав Емельянов.