Минфин хочет ввести административную ответственность для структуры Мосбиржи
Сейчас соблюдение требований со стороны центрального депозитария обеспечивается лишь предписаниями ЦБМинфин предлагает дать ЦБ право привлекать Национальный расчетный депозитарий (НРД; имеет статус центрального депозитария) к административной ответственности со штрафами до 1 млн руб. Соответствующий законопроект ведомства опубликован на сайте нормативно-правовых актов. Сейчас в части кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая применяется к участникам фондового рынка, не упоминается НРД, «несмотря на очевидную общественную опасность таких правонарушений, проистекающую из особой роли центрального депозитария», следует из пояснительной записки.
Статья 15.29 КоАП, в которую Минфин предлагает добавить НРД, сейчас касается правонарушений в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов.
Ведомство предлагает ввести для НРД ответственность за нарушение частей 9 и 12 статьи КоАП – воспрепятствование проведению Банком России проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение его предписаний и иные нарушения требований к виду деятельности. Нарушение части 9 предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет или наложение штрафа на юрлиц от 700 000 до 1 млн руб. Часть 12 предполагает штраф от 1000 до 3000 руб. для граждан, от 10 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц и от 300 000 до 500 000 руб. – для компаний.
Административные штрафы, как считают в Минфине, являются достаточно эффективной мерой государственного принуждения, стимулирующей поднадзорные организации соблюдать предъявляемые к ним требования. А с учетом того, что правонарушения на финансовом рынке, как правило, несут угрозу материальному положению его участников, штраф представляется наиболее справедливой мерой наказания.
Центральный депозитарий, или НРД (входит в группу Московской биржи), – системно значимая инфраструктурная организация, которая обслуживает ценные бумаги (ведет учет прав, проводит расчеты по сделкам), она также обеспечивает доступ к корпоративной информации, говорится в пояснительной записке. Требования к центральному депозитарию довольно жесткие: страхование ответственности, обязанность раскрывать значительный объем информации о своей деятельности и финансовом положении, проведение операционного аудита, запрет на предоставление в заем денежных средств и проч.
Но соблюдение регуляторных требований НРД сейчас обеспечивается только контрольно-надзорными полномочиями Банка России (направление предписаний и требований и др.), хотя обычно практика предусматривает для участников рынка еще административные наказания (как правило, в форме штрафов), говорится в документе.
Минфин приводит в пример ряд правонарушений со стороны НРД. В ходе контрольно-надзорной деятельности Банка России были выявлены случаи расхождения в сверке у центрального депозитария и крупного иностранного кастодиана, указано в документе. Это говорит о том, что учетные записи НРД неопределенное количество времени были искажены, что могло привести к имущественным потерям для участников финансового рынка, указано в записке. Также Банк России фиксировал нарушение центральным депозитарием обязанности по обеспечению доступа к корпоративной информации, что угрожало корпоративным интересам акционеров. В обоих случаях ЦБ был ограничен в механизмах воздействия на центральный депозитарий направлением предписаний о приведении деятельности в соответствие с регулированием.
Представитель НРД перечисленные случаи не прокомментировал.
Тот факт, что центральный депозитарий не несет в таких случаях административной ответственности, может создавать значительные риски для участников финансового рынка, считают в Минфине. Такая мера, как предписание, применительно к центральному депозитарию может быть недостаточной и не выполнять стимулирующей и профилактической функции: она не влечет никаких материальных последствий для НРД, несмотря на очевидные имущественные потери для третьих лиц. Другая мера – отзыв статуса центрального депозитария – выглядит чрезмерной и может привести к дестабилизации оборота и кризисным последствиям.
НРД открыт для участников рынка и регулятора и готов к обсуждению изменений, которые способствуют повышению устойчивости рынка и защите прав инвесторов, говорит представитель депозитария: для этого необходимо внимательно проводить анализ текущего регулирования и рыночных практик. В Банке России не ответили на запрос.
В начале декабря стало известно, что Минфин и Банк России планируют ужесточить регулирование деятельности НРД, писал «Интерфакс»: Минфин подготовил законопроект, который корректирует норматив достаточности собственных средств центрального депозитария с учетом ряда операционных и кастодиальных рисков, а также вводит норматив мгновенной ликвидности (Н2) для минимизации рисков, принимаемых на себя центральным депозитарием при осуществлении расчетов день в день. Эти нормативы установит ЦБ в своих нормативных актах.
Основная цель законопроекта – модернизация системы управления рисками центрального депозитария в соответствии с международными стандартами и с учетом множества сервисов, которые он оказывает (клиринг, регистратор финансовых транзакций, центр корпоративной информации и проч), говорит представитель ЦБ. Для этого в законопроекте предложено скорректировать параметры финансовой устойчивости ЦД с акцентом на регулирование характерных для него рисков. Помимо этого, законопроект уточняет ответственность ЦД за нарушение предъявляемых к нему требований, добавил он, уточнив, что Банк России поддерживает этот законопроект.
Необходимость принятия такого законопроекта отсутствует, считает адвокат, партнер коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов: принимать законопроект для того, чтобы иметь возможность привлечь к ответственности нескольких человек, нецелесообразно. Кроме того, у Банка России в рамках надзорных полномочий имеется обширный инструментарий мер воздействия в отношении поднадзорных организаций.