Экономисты оценили потенциальное влияние новых санкций США на Россию
В лучшем случае рубль ослабнет на 3–6%, в худшем – девальвируется на 20%Итоги переговоров России с США и НАТО, в том числе по вопросу неприсоединения к альянсу Украины, вызвали у рынка опасения: экономисты «Ренессанс капитала» Софья Донец и Андрей Мелашенко видят повышенные риски эскалации, хотя полноценный военный конфликт между Россией и Украиной и связанные с ним жесткие санкции еще далеки от базового сценария инвесткомпании. В своем новом докладе они оценили новый проект санкций США против России на случай вторжения последней на Украину как умеренно жесткий: в случае его реализации рубль может ослабнуть на 3–6%, доходность по ОФЗ – вырасти на 1,2 п. п., т. е. к ощутимым последствиям это не приведет.
Но поскольку проект предоставляет возможность президенту США существенно расширить санкционный список сверх оговоренных компаний или лиц (в первую очередь в отношении финансового и добывающего секторов), влияние может оказаться критичным – вплоть до обвала рубля на 20%, пишут экономисты. И здесь все будет зависеть от того, кто может попасть под дополнительный удар. Впрочем, считают авторы доклада, у России с ее прочной фискальной позицией, значительными резервами, курсом на дедолларизацию и потенциальным инструментарием противодействия сейчас довольно высокий «болевой порог». А международные издержки, связанные с последствиями санкций, могут быть слишком высокими, чтобы идти на жесткие меры.
Проект санкций США
12 января сенат США опубликовал проект новых санкций против России, который поддержала администрация президента Джо Байдена. В документе критерием введения санкций является не просто «вторжение» российских войск на Украину, а ситуация, которую президент США оценит как «значительную военную эскалацию» со стороны России, направленную на свержение правительства Украины. Законопроект предполагает несколько конкретных мер:
– под ограничения могут попасть по выбору президента США не менее трех из 12 российских финансовых институтов (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ.РФ, РФПИ, Московский кредитный банк, Альфа-банк, Россельхозбанк, «ФК Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк и Транскапиталбанк), а также компании, оказывающие услуги по передаче финансовых сообщений для банков, находящихся под санкциями, в том числе через SWIFT (прямое отключение России от SWIFT находится вне компетенции США);
– запрет на сделки с российским госдолгом, выпущенным после введенных ограничений (на первичном и вторичном рынках);
– ужесточение ограничений против газопровода «Северный поток – 2», а именно против любых компаний, которые участвуют в его планировании, строительстве и эксплуатации;
– санкции против 12 высокопоставленных российских чиновников и военных, включая президента, премьер-министра и министров иностранных дел и обороны.
Экономисты «Ренессанс капитала» обращают внимание на то, что санкционный список, как указано в проекте, может быть расширен и включает в себя ограничения: в отношении физических или юридических лиц из добывающих отраслей (нефть, газ, уголь, полезные ископаемые и др.) – их будет определять президент; в отношении других государственных финансовых институтов в дополнение к списку из 12 организаций; на операции с долгом подконтрольных государству субъектов, которые ранее не подвергались санкциям.
Неудачные переговоры
Переговоры России с НАТО и США проходили 10, 12 и 13 января. Позиция России была такова: нерасширение НАТО на восток (в частности, отказ от идеи когда-либо принять в альянс Грузию и Украину), возвращение вооруженных сил блока на позиции 1997 г., когда был подписан основополагающий акт Россия – НАТО о неразмещении у российских границ ударных вооружений. Но ни по одному из вопросов согласия достичь не удалось. Переговоры завершились не столько без прорыва, которого особенно никто и не ждал, сколько с риском взаимной эскалации и потенциального наращивания напряженности, говорил ранее «Ведомостям» начальник отдела глобальных исследований «Открытие инвестиций» Михаил Шульгин.
Рубль и ОФЗ
Возможный запрет США на любые транзакции с российским госдолгом приведет к оттоку с рынка ОФЗ, в первую очередь со стороны американских держателей, он спровоцирует расширение спредов на 80–120 б. п. для ОФЗ и на 50–80 б. п. по еврооблигациям. Это также ослабит рубль на 3–6% от базового прогноза «Ренессанс капитала» (75–76 руб./$ в среднем в 2022 г.).
Но негативный эффект должен быть сглажен тремя вещами: существующий долг санкции не затронут; доля нерезидентов в ОФЗ умеренная – на уровне около 20% ($43 млрд); доля держателей из США – 7%. Спрос также может быть компенсирован со стороны локальных инвесторов и мерами ЦБ.
В случае очень резкого снижения всех вложений нерезидентов в ОФЗ это может привести к ослаблению рубля на 10–15% при снижении масштабов покупки валюты в рамках бюджетного правила аналогично ситуации 2018 г., говорит экономист Sova Capital Артем Заигрин. Доходности ОФЗ могут испытать дополнительное давление в 100–300 б. п. от текущих уровней в зависимости от срока погашения, отмечает он. В Sova Capital не исключают дополнительных вливаний ликвидности со стороны ЦБ, а также выкупа облигаций Минфином для поддержки рынка.
Банки
Последствия для банковского сектора во многом будут зависеть от трех выбранных кандидатов. Экономисты «Ренессанс капитала» не исключают «косметического» варианта – санкций против ВЭБа, РФПИ и других небольших банков, которые могут негативно повлиять на рынок, но не создать общесистемных последствий для финансовой системы.
Если же будут выбраны крупнейшие игроки, здесь тоже не все критично. Во-первых, весь внешний долг банковского сектора составляет $79 млрд (5% ВВП), при этом иностранные активы превышают обязательства ($200 млрд против $134 млрд, по данным ЦБ на октябрь). Запланированное на 2022 г. погашение внешнего долга составляет $15 млрд.
Третий момент – долларизация активов в банковском секторе значительно снизилась за последние несколько лет, до 24% (с 40% в начале 2016 г.). Жесткий сценарий создает больше стимулов для снижения, а не увеличения доллара в активах для отечественных игроков. Кроме того, ЦБ накопил $630 млрд международных резервов (покрывают 25 месяцев импорта) – эта сумма превосходит не только внешние обязательства банков, но и весь внешний долг России (почти $490 млрд). Наконец, санкции против крупнейших игроков могут оказать значительные побочные эффекты и на международные рынки, что должно сделать такой сценарий менее вероятным.
Санкции против «Северного потока – 2» могут быть столь же болезненными для Европы, как и для России/«Газпрома», в случае каких-либо срывов транзита газа через Украину. В то же время риторика ЕС по этому вопросу остается осторожной – там пытаются сбалансировать политические и экономические интересы. Санкции же в отношении отдельных лиц не влекут за собой никаких значимых экономических последствий.
К ощутимым последствиям как для устойчивости российского бюджета, так и для экономической активности возможные санкции не приведут, резюмируют экономисты «Ренессанс капитала» – они верят в рост ВВП на 2,7% в 2022 г. А несколько более слабый рубль может оказать поддержку торговому балансу и налоговым доходам. В то же время его проинфляционный эффект не должен быть таким большим, чтобы стимулировать серьезные корректировки ключевой ставки ЦБ, хотя и может отсрочить смягчение монетарной политики до 2023 г.
Критический сценарий
В сценарии полноценного вторжения России на Украину проект санкций предоставляет возможность существенного расширения санкционного списка, в первую очередь направленного против российской добычи и финансов. В этом случае экономисты «Ренессанс капитала» ожидают, что отток как долговых, так и – что более важно – фондовых рынков может быть ближе к уровням кризисных 2014–2015 годов (индекс РТС, который рассчитывается в долларах, по итогам 2015 г. показал доходность минус 0,6%) с обесцениванием рубля до 20%, 200-балльным увеличением премии за риск вместе с сопоставимым ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ. В этом случае они ожидают изменений в регулировании из-за резкого сжатия ликвидности – ввода элементов контроля за капиталом (ограничения по сумме покупке валюты, обязательная конверсия валютной выручки), комиссии по сделкам ОФЗ для нерезидентов, а также интервенций ЦБ на рынке для обеспечения финансовой стабильности.