Самые успешные и провальные IPO в 2020–2021 годах

Что ждет рынок акционерного капитала на ближайший год
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Российский рынок IPO (Initial Public Offering, первичное размещение акций) в пандемию сумел оправиться от последствий санкций: с тех пор как их начали против России вводить США и Евросоюз, интерес западных инвесторов к отечественным компаниям стал падать. Снизилась активность и на рынке IPO: в 2013 г. публичными стали шесть компаний, в 2014 г. – уже две, а в 2018 г., к примеру, и вовсе ни одной.

В 2020 г. глобальный ажиотаж IPO подстегнул к публичным размещениям и российский бизнес. Три компании – «Совкомфлот», ГК «Самолет», Ozon – сумели привлечь в том году $1,9 млрд, отмечает руководитель управления по организации сделок на рынке капитала «Тинькофф инвестиций» Антон Мальков. Но в 2020 г. на Московской бирже появилось втрое больше новых эмитентов – к трем компаниям, которые впервые разместили свои акции, добавилось еще шесть эмитентов, которые уже торговались на зарубежных площадках. Это девелопер «Эталон», золотодобывающая компания «Петропавловск», один из лидеров российского IT-сектора – Mail.ru Group, агрегатор объявлений по поиску работы и сотрудников HeadHunter, грузоперевозчик Globaltrans и компания, предоставляющая частные медицинские услуги для женщин и детей, «Мать и дитя».

Российские биржи стали более интересными для компаний с точки зрения привлечения инвестиционного капитала. В 2020 г. активность на отечественном рынке IPO объясняется развитием российских торговых площадок, притоком инвесторов на биржи, а также возросшими объемами доступной ликвидности на фоне низких процентных ставок, говорит эксперт «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. А 2021 год для рынка акционерного капитала стал одним из самых успешных за последние 10 лет, говорит руководитель управления рынков акционерного капитала в «ВТБ капитале» Борис Квасов: с начала года российские компании и их акционеры привлекли около $3,8 млрд в IPO и $3,8 млрд – во вторичных размещениях (SPO).

Всего в 2021 г. состоялось более 20 размещений, из них первичных было семь: Fix Price, ЕМС, Segezha Group, «Ренессанс страхование», Softline, CIAN и СПб биржа, которая разместила акции на собственной площадке. Но из десяти вышедших на биржу российских компаний за 2020-2021 гг. только у трех – ГК «Самолет», Segezha group, ЕМС – акции сейчас торгуются выше цены размещения. У остальных падение от 3,6 до 26,6%.

IPO на $8 млрд: Ozon ($30,7 – на NASDAQ, 2260 руб. – на Мосбирже)

Сильнее всего на рынок повлияло IPO первопроходца российской электронной коммерции – Ozon, без него никакого бума IPO не было бы, уверен аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «Русский Amazon», как его называют иностранные инвесторы, провел IPO в ноябре 2020 г. на NASDAQ, а его американские депозитарные расписки (ADR) торгуются не только в США, но и на Мосбирже и СПб бирже. Инвесторы поверили в компанию, активно развивающую маркетплейс, – при диапазоне размещения $22,5–27,5 ADR бумаги разошлись по $30 за штуку. В первый же день торгов в Нью-Йорке ADR Ozon взлетели в цене на 45%, а пиковая цена, достигнутая в начале этого года, была вдвое больше – $68,8. Но с апреля акции Ozon снижаются и сейчас на NASDAQ стоят $30,7, на Мосбирже – 2260 руб. (по цене закрытия пятницы, 24 декабря).

Ozon вышел на рынок на волне «хайпа», когда пандемия коронавируса вызвала бурное развитие e-commerce: на российском рынке аналогичных кейсов до того момента не было никогда, говорит главный аналитик «Открытие инвестиций» по российскому рынку Алексей Павлов.

«Но важнее даже не курс бумаг, а тот факт, что рынок оценивает почти в $8 млрд (оценка Bloomberg – $7,2 млрд) компанию, которую, по неофициальной информации, стратегический покупатель оценивал в $2 млрд, – говорит Делицын. – Сперва это IPO потрясло индустрию электронной коммерции – оказалось, что электронный магазин на порядок дороже обычного. Традиционные ритейлеры ускорили развитие своих онлайн-каналов, а онлайновые начали изучать варианты – нельзя ли повторить чудо Ozon? За ними интерес распространился практически на все крупные непубличные компании TMT-сектора».

Ozon превратился в бенчмарк для прочих отечественных e-commerce проектов, которым только предстоит стать публичными, считает аналитик «Велес капитала» Артем Михайлин. Но аналитики продолжают верить в компанию: бизнес показывает хорошую динамику развития и продолжает лидировать на рынке онлайн-торговли, утверждает Мальков, отмечая, что «здесь кроется хорошая возможность для долгосрочного и терпеливого инвестора».

Прогнозы аналитиков на ближайший год по распискам Ozon более чем оптимистичны: в UBS прогнозируют удорожание бумаг на 93,5%% до 4373,4 руб., в Goldman Sachs – на 121% до 4997,83 руб., в «ВТБ капитале» – на 132,2% до 5248,73 руб. за штуку. А в JPMorgan годовую цель по акциям Ozon в конце ноября повысили с $60 до $65, что подразумевает 115%-ный рост бумаг в течение года.

IPO-разочарования: «Совкомфлот» (77,1 руб.)

Одна из крупнейших в мире танкерных компаний в октябре 2020 г. разместила на Мосбирже 17,2% своих акций по 105 руб. (по нижней границе заявленного ранее диапазона в 105–117 руб. за акцию). В ходе IPO компания привлекла $550 млн, а рынок оценил ее в $3,2 млрд. В первый день торгов акции «Совкомфлота» упали на 4,5%, а за год публичности интерес инвесторов к компании не вырос – сейчас бумаги стоят на 26,6% дешевле, чем в первый день биржевых торгов.

Мировые ставки на фрахт нефти и нефтепродуктов, которые к концу прошлого года и так были «неприлично низки, в текущем году опустились до исторических минимумов и только в октябре предприняли некоторые попытки к восстановлению», объясняет слабую динамику акций «Совкомфлота» Павлов. В результате с финансовой точки зрения год для компании получился слабым, что и вылилось в динамику его акций.

Между тем прогнозы аналитиков настраивают на оптимизм: в ближайшие 12 месяцев акции «Совкомфлота» подорожают на 39–63%. В «Открытие брокере» ожидают роста бумаг на 42,7%% до 110 руб., в Альфа-банке – на 51,8% до 117 руб., в «ВТБ капитале» – 66% до 128 руб., в JPMorgan – на 67,3% до 129 руб. за штуку.

Fix Price ($7,54 – на LSE, 541 руб. – на Мосбирже)

Вряд ли довольны динамикой акций Fix Price те счастливые обладатели акций, которым удалось приобрести бумаги на размещении. С момента IPO бумаги упали в цене на 25,3%.

Fix Price разместила глобальные депозитарные расписки (GDR) на Лондонской бирже (LSE). Торги стартовали на LSE и Мосбирже 10 марта 2021 г. Акции лидера российского рынка товаров по фиксированным низким ценам разошлись по верхней границе диапазона $8,75–9,75 (651,32–725,76 руб.) за GDR. Сделка стала крупнейшим российским IPO с 2012 г., но это не спасло акции от падения.

Даже перед стартом биржевых торгов многие аналитики предупреждали, что компания переоценена. «Компания была оценена по каким-то фантастическим мультипликаторам на обещаниях роста более чем на 30% на многолетнем горизонте. Но уже к III кварталу динамика опустилась ниже 20% в годовом сопоставлении, а потому и акции ритейлера непрерывно сползают вниз практически с момента размещения», – говорит Павлов.

Но долгосрочные инвесторы имеют шансы получить вознаграждение за терпение, полагают аналитики. По словам Михайлина, в «Велес капитале» позитивно оценивают перспективы компании и рекомендуют покупать GDR Fix Price, ожидая их удорожания до 819 руб., а это 51%-ный потенциал роста от текущей цены. Прогноз аналитиков основан на том, что ритейлер способен показать высокие темпы роста при сохранении высокой рентабельности бизнеса.

Аналитики Goldman Sachs ждут роста бумаг на 13,9% до отметки 615,98 руб., у экспертов «ВТБ капитала» прогноз оптимистичнее – рост на 69,3% до 915,98 руб. за бумагу.

Самое прорывное IPO: ГК «Самолет» (4760 руб.)

Самым успешным IPO за два года пандемии можно смело назвать размещение девелопера ГК «Самолет» – с момента IPO в конце октября 2020 г. бумаги компании выросли более чем в 5 раз.

Группа выбрала очень благоприятный момент для IPO: низкая ключевая ставка, программа льготной ипотеки поддержали высокий спрос на недвижимость, и застройщики смогли нарастить объемы строительства.

Размещение российского девелопера прошло по нижней планке ценового диапазона (950–1100 руб.), и рынок оценил компанию в 57 млрд руб. Предложив 5,1% акций, группа в ходе IPO привлекла 2,9 млрд руб.

Сейчас застройщик имеет 28,4 млн кв. м земельного банка. Его портфель проектов оценивается в 363 млрд руб., а активы – в 417 млрд руб., говорится на сайте компании. В 2020 г. выручка «Самолета» выросла на 17,7% до 60,18 млрд руб., а чистая прибыль взлетела в 5 раз – до 4,5 млрд руб.

Сейчас в «Открытие брокере» рекомендуют покупать акции «Самолета», установив годовую цель бумаг на отметке 6300 руб., говорит Павлов (рост на 32,3% от текущей цены). Еще более смелый прогноз у БКС – 6600 руб. за бумагу (на 38,6% к началу октября 2022 г.).

Что дальше?

Сейчас более 10 компаний рассматривают возможность IPO в следующем году, говорит Квасов. Это и эмитенты из традиционных для России отраслей, включая сектор природных ресурсов, и компании из сектора новой экономики – технологические и финансовые.

На рынке много потенциальных кандидатов, которые находятся в режиме подготовки в ближайший год: «Биннофарм групп», «Европлан», «Медси», «Азбука вкуса», «Высочайший», Nordgold, «Рольф», «Медскан», Gett, Crocus Group, «Металлоинвест», «Сибур», «ФК Открытие». В следующем году к идее IPO могут вернуться компании, которые ранее отложили размещение. Это «Делимобиль» и Mercury Retail (сеть «Красное и белое»).

Делицын не исключает, что инвесторы хорошо встретят IPO сети «Вкусвилл» – это пример бизнеса, который знаком всем. Общий тренд, скорее всего, сохранится, полагает он.

Рыночные условия играют решающую роль в количестве и объеме размещений, говорит Квасов. Но пока «каких-то явных предпосылок для ухудшения рыночной конъюнктуры» эксперт не видит.

Андрей Гордеев / Ведомости