Тиньков отдаст налоговикам США деньги от продажи части своей компании
Речь идёт о проданном ранее пакете в TCS Group и полученных дивидендахВ Окружном суде Северной Калифорнии 1 октября прошли слушания по делу Олега Тинькова, владельца TCS Group (в нее входят «Тинькофф банк», «Тинькофф страхование» и другие активы), его обвиняют в уклонении от уплаты налогов. На заседании суд раскрыл подробности мирового соглашения между минюстом США и бизнесменом: он выплатит $506,8 млн штрафа. Позже минюст США официально сообщил, что Тиньков проведет год под надзором и дополнительно выплатит еще $250 000 штрафа. Соглашение предусматривает лишение свободы, но реального заключения не будет, говорится в сообщении ведомства: в срок наказания зачтут время, которое бизнесмен отбыл в прошлом году в Лондоне, когда был ограничен в передвижениях.
В ходе заседания Тиньков признал вину в налоговом правонарушении в США, хотя за сутки до этого отрицал свою вину. Как пояснил на заседании судья Джон Стивен Тайгар, без признания вины мировое соглашение не будет работать.
В сообщении минюста США объясняется, из чего складывается размер штрафа: $240 млн – сумма налоговых потерь США от действий Тинькова в 2013 г., с учетом процентов и штрафов сумма вырастает до $448 млн. У Тинькова также обнаружились налоговые обязательства за другие годы. $506,8 млн штрафа более чем вдвое превышает сумму налогов, от выплаты которых он пытался уклониться, говорится на сайте минюста США.
Штраф должен быть оплачен до вынесения вердикта суда. Адвокат Тинькова в ходе судебного заседания сказал, что бизнесмен может оплатить штраф в течение пяти дней.
Насколько TCS Group принадлежит Тинькову
TCS Group провела первое публичное размещение (IPO) глобальных депозитарных расписок в октябре 2013 г. на Лондонской фондовой бирже. Тогда Тиньков сохранил 50,9% акций и контроль над компанией. С октября 2019 г. расписки группы обращаются на Мосбирже.
В марте 2019 г. Тиньков продал около 4,2% акций TCS Group за $150 млн – его доля сократилась до 43,8%. В июне того же года состоялось вторичное размещение бумаг (SPO) группы: компания предложила инвесторам 16,7 млн расписок (одна расписка равна одной акции класса А) и привлекла чуть больше $300 млн. После допэмиссии доля бизнесмена в капитале группы снизилась с 43,8 до 40,4%, но в голосах его доля была значительно выше – 88,63%. В январе этого года бумаги конвертировались в акции класса A, и доля голосующих акций трастов Тинькова снизилась до 35%.
Судья утвердил мировое соглашение и перенес заседание на 29 октября. Он также хочет убедиться в отсутствии судимости у адвоката Тинькова.
Представитель бизнесмена заявлял «Ведомостям», что у Тинькова достаточно собственных средств, чтобы выплатить штраф, и ему не потребуется для этого продавать какие-либо активы, включая акции TCS Group. Сам Тиньков говорил то же самое. «Продавать акции, чтобы заплатить штраф США за мои «ошибки молодости», мне не нужно, у меня полно кэша, считайте, аналитики, сколько я получил через диви [дивиденды] и АВВ (речь о процедуре ускоренного сбора заявок. – «Ведомости»). Дальше действовать будем мы!» – писал бизнесмен на своей странице в Instagram в октябре 2020 г. В декабре Тиньков взял на себя обязательство не продавать бумаги TCS Group сначала на полгода, а в июне продлил срок до 10 декабря 2021 г.
Состояние Тинькова Forbes оценивает в $4,7 млрд, он занимает 37-ю строчку рейтинга богатейших бизнесменов России. В декабре прошлого года Rigi Trust, один из двух трастов, через которые семья Тиньковых владеет долей в TCS Group, продала 10,6 млн шт. депозитарных расписок группы на $325 млн. Размещение проходило по процедуре ускоренного сбора заявок. Суммарно проданный пакет составил около 5,3% компании, а доля трастов в капитале TCS снизилась до 35%. Бизнесмен заявлял, что продал бумаги в том числе и по «личным причинам», в частности «для урегулирования юридических проблем». Около $200 млн должны были пойти на запуск благотворительного фонда семьи Тиньковых для решения проблемы рака крови. В марте 2019 г. Тиньков уже продавал часть своих акций TCS Group аналогичным путем, выручив тогда $150 млн за 4,56% капитала.
Трасты Тинькова получали дивиденды. До продажи части расписок трасты семьи владели около 80 млн акций класса B, дивиденды по ним выплачивались так же, как и по акциям класса A. За 2020 г. суммарные дивиденды составили $0,8 за акцию (компания их платит обычно поквартально), выплата по последним назначалась в ноябре, т. е. до момента продажи пакета. Таким образом, компании могли получить дивиденды в размере около $64 млн. Всего с 2018 г. размер полученных дивидендов мог составить порядка $200 млн. По расчетам РБК, они составляют $215 млн.
Семья Тиньковых благодаря владению акциями класса В имела контроль над TCS – в голосах их доля составляла 84%, но в январе этого года бумаги конвертировались в акции класса A, и доля голосующих акций трастов снизилась до 35%.
За что Тинькова преследуют Штаты
О том, что у американской налоговой службы есть претензии к Тинькову, стало широко известно в феврале 2020 г. Минюст США еще в сентябре 2019 г. предъявил бизнесмену обвинения в передаче недостоверной налоговой отчетности и подделке документа о выходе из гражданства США.
В 2013 г. TCS провела первичное публичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже и стала публично торгуемой компанией. В рамках размещения Тиньков продал небольшую часть своей доли мажоритарного акционера более чем за $192 млн, а его активы после IPO имели справедливую рыночную стоимость свыше $1,1 млрд, указывал минюст США Через три дня после IPO Тиньков отправился в посольство США в Москве, чтобы отказаться от американского гражданства. Тиньков должен был подать заявление об экспатриации в США. По закону, если чистая стоимость активов превышает $2 млн, гражданин должен заплатить налог с вмененного дохода от продажи активов, рассчитываемый как прибыль, которую он бы получил, если бы продал активы. Хотя на момент отказа от гражданства Тиньков владел акциями TCS стоимостью более $1 млрд, он подал недостоверную налоговую декларацию, считает обвинение, отчитавшись о доходе менее чем в $206 000, а также подал фальшивую декларацию, в которой указал, что его состояние составляет $300 000.
В конце февраля 2020 г. налоговики США потребовали экстрадиции Тинькова, который на тот момент находился в Лондоне. Бизнесмен остался на свободе, выплатив залог в 20 млн фунтов, но его ограничили в передвижениях. Вскоре после предъявления обвинения Тиньков объявил, что болен лейкемией – в июле ему сделали операцию по трансплантации костного мозга, а в декабре он сообщил о полной ремиссии. В заседаниях в США бизнесмен не участвовал в связи с болезнью. Спустя месяц после предъявления обвинения – в начале апреля 2020 г. – Тиньков ушел с поста председателя совета директоров «Тинькофф банка».
Минюст еще до начала официального преследования собирает значительную доказательную базу, а оспорить ее обычно трудновыполнимая задача даже с помощью привлечения самой сильной юридической команды, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Поэтому заключать мировое соглашение – практика довольно распространенная. Мировое соглашение позволяет «отделаться легким испугом», полагает эксперт: реальное судебное разбирательство, особенно учитывая масштаб бизнеса, может повлечь за собой целую цепочку обвинений и наложить отпечаток на эффективность работы бизнеса.
Для Тинькова размер штрафа является гуманным, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: налоговики могли взять 100% от суммы активов, которые он сокрыл. Особенно с учетом известной во всем мире системы неограниченных американских судебных штрафов. Год надзора по закону США означает, что, если в течение этого времени возникнут новые вопросы или появятся какие-то сведения в отношении Тинькова, даже напрямую не связанные с налоговым делом, Штаты могут потребовать экстрадиции, говорит эксперт.