Банки в первом полугодии выдали рекордный размер автокредитов

Ажиотажный спрос на машины вместе с ростом цен привели сразу к нескольким рекордам рынка автокредитования
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

На рынке автокредитования в первом полугодии сразу несколько рекордов. Граждане купили рекордное количество автомобилей в кредит – 416 000 штук, это на 52% больше, чем в первом полугодии 2020 г., и на 29% выше рекорда 2019 г. Такие данные «Ведомостям» предоставили в Объединенном кредитном бюро (ОКБ, единственное бюро с данными Сбербанка).

Банки обновили рекорд по объему выданных автокредитов за полугодие – 433 млрд руб. (+85% к прошлому году). Побит и рекорд средней суммы займа на машину – она с 2016 г. выросла на 60% и достигла к 1 июля 1,03 млн руб. Средняя сумма кредита растет вместе с ценами на автомобили: средняя цена новой легковой машины по итогам пяти месяцев этого года выросла на 12% до 1,9 млн руб. в сравнении с прошлым годом, сообщил представитель аналитического агентства «Автостат».

На иномарки средняя цена выросла на 13% до 2,24 млн руб., а на российские автомобили – на 11% до 776 000 руб. Дилеры продали 871 000 автомобилей в январе – июне, что на 36,9% больше по сравнению с тем же периодом год назад и на 5,1% – с доковидным 2019 годом, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на данные о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России Ассоциации европейского бизнеса. Таким образом, 48% граждан купили машину в долг.

Рекордные показатели выдач объясняются ажиотажным спросом на машины на фоне опасений дальнейшего роста цен (из-за ослабления рубля) и их дефицитом в прошлом и начале этого года, говорит гендиректор ОКБ Артур Александрович. На рекордный размер средней суммы автокредита оказало влияние превышение спроса над предложением, полагает он. Плюс ко всему розничные цены на машины регулируются дистрибуторами, но автосалоны нашли альтернативные способы заработать на ажиотаже – продавать машины с дорогим дополнительным оборудованием и отдавать предпочтение покупателям, берущим авто в кредит. Средний срок кредита вырос из-за увеличения средней суммы кредита, а на нее повлиял рост цен на автомобили, считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Егор Дахтлер: доходы граждан не растут, а значит, для сохранения размера платежа необходимо увеличить срок.

Сроки поставок некоторых импортных моделей с двух-трех месяцев увеличились до семи-восьми, говорит директор по развитию розничного бизнеса «РГС банка» Марина Дембицкая: некоторые марки и модели имеются в ограниченном количестве или отсутствуют вовсе, поэтому продаются дороже рекомендованной розничной цены. При этом виден тренд на смещение спроса на вторичный рынок автомобилей из-за ограниченного предложения на первичном, добавила она. Клиенты ожидают дальнейших подорожаний на авторынке и не откладывают покупку на потом, сообщил зампред правления банка «Зенит» Наталья Тутова. Цены на машину растут вместе с ценами на металл, говорит руководитель управления автокредитования «Тинькофф банка» Кирилл Григорьев. По его словам, рекордный рост автокредитования в первом полугодии приведет к падению спроса во втором.

На высокие показатели автокредитования повлияла и выдача ссуд на поддержанные машины, считает начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий. В ВТБ предельный срок кредита – 84 месяца, такой срок сохранится на рынке в ближайшее время, считает банкир. Чем больше средний срок кредита, тем выше риск ухудшения качества портфеля автокредитов в перспективе, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова, и на фоне повышения степени закредитованности россиян риск становится более ощутимым. Долговая нагрузка граждан, по последним данным ЦБ, увеличилась до 11,9% в I квартале, обновив исторический максимум. Ключевой вклад в увеличение долговой нагрузки внесли необеспеченные потребительские кредиты, отмечал регулятор: рост задолженности граждан по кредитам не сопровождался соответствующим ростом доходов населения.

Повышенная динамика кредитования в условиях низкого экономического роста – это всегда риск с точки зрения ухудшения качества портфелей банков, а это ведет к росту отчислений в резервы и снижению финансового результата, полагает Дахтлер. Но, по его словам, ссуды на автомобили обеспечены залогом – машиной, а цены на них растут. Этот фактор нивелирует растущие банковские риски, считает эксперт.