Фонд АФК «Система» и ФРИИ инвестировали в стартап по подписке автомобилей
Вложенные $800 000 позволят масштабировать бизнес на территории РоссииВенчурный фонд Sistema SmartTech и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вложили $800 000 в стартап The Mashina, предоставляющий автомобили по подписке.
ФРИИ выступил основным инвестором сделки, проинвестировав в стартап $500 000, венчурный фонд АФК «Система» Владимира Евтушенкова Sistema SmartTeсh вложил в компанию $300 000, привлеченные инвестиции команда стартапа направит на рост и масштабирование сервиса на российском рынке, говорится в сообщении фондов к сделке. Размер полученных долей в The Mashina не раскрывается. Интерес к этому стартапу инвестиционный менеджер ФРИИ Вадим Казинец обосновал большим потенциалом как команды, так и самого продукта: «Рынок подписки на автомобили в мире уже принес $3,6 млрд выручки в 2019 г. К 2027 г. рынок вырастет до $12 млрд при ежегодном темпе прироста 23%. В России этот рынок только формируется, как и модель потребления сервисов по подписке».
Ксения Шойгу, управляющий партнер фонда Sistema SmartTech, добавляет: «В мире, где будет править шеринговая экономика, основанная на максимально эффективном разделении ресурсов и средств, это направление одно из самых интересных. Уверена, большинство водителей предпочли бы иметь возможность в несколько кликов получать новое авто, не думая в дальнейшем обо всех сложностях, возникающих при владении машиной».
Концепция пользования автомобилем по подписке предполагает более длительную, чем каршеринг, аренду транспортного средства, при которой основные эксплуатационные расходы – страховка, налог, техобслуживание, шиномонтаж – несет арендодатель. На российском рынке такие услуги в основном предоставляют компании, принадлежащие самим автопроизводителям. Это Hyundai Mobility, Volvo Car Drive, Kia Mobility, Skoda Smart Drive, Audi Drive. Есть подобный сервис у «Сбера» и «Яндекс.Драйва». Цены на аренду начинаются примерно с 20 000 руб. в месяц за автомобиль бюджетного сегмента – например, Volkswagen Polo.
Сервис по предоставлению автомобиля по подписке The Mashina был основан летом 2020 г. сооснователем рекрутинговой системы Skillaz Григорием Дудашем и сооснователем первого в России сервиса по подписке на авто Willz Евгением Кладовым. Первые инвестиции стартап сумел привлечь в сентябре прошлого года – $200 000 от венчурного фонда Digital Disrupt, основанного бывшими руководителями департамента информационных технологий Москвы. Первые автомобили The Mashina начал выдавать в Москве в декабре 2020 г., в мае 2021 г. сервис полноценно запустится в Санкт-Петербурге, а в течение этого года автомобили будут доступны в Сочи, Екатеринбурге и Казани. По оценке компании, их сервисом уже пользуется несколько сотен водителей.
«В ежемесячный платеж, который начинается от 19 000 руб., в зависимости от марки и модели автомобиля входят техобслуживание, мойка, транспортный налог, эвакуация при аварии, шиномонтаж и хранение резины, водитель-консьерж, помощь на дороге и страховка. Компания также тестирует сервис мобильной заправки – автомобиль будут заправлять партнеры и сотрудники сервиса без участия водителя. Стартап предлагает вариант владения авто без поездок к дилеру, без взаимодействия с банками или страховыми. Все комплектации машин фиксированные и подобраны с учетом предпочтений целевой аудитории – это машины топовых и околотоповых комплектаций с самыми популярными опциями», – говорится в сообщении фондов.
Тем не менее на момент сдачи номера в печать в приложении, через которое работает сервис, самым дешевым доступным автомобилем был Volkswagen Polo, который предлагалось взять в аренду за 34 000 руб. в месяц. Сооснователь и гендиректор сервиса Дудаш объяснил «Ведомостям», что автомобили за 19 000 руб. есть, это Renault Logan, но в данный момент дата их поставки не очень понятна из-за дефицита у производителя и предлагать их клиентам для аренды было бы некорректно. Самым дорогим доступным вариантом на момент сдачи номера был Mercedes E200 за 100 000 руб. в месяц. Всего для подписки было доступно 18 вариантов, три из них – по предзаказу.
По словам руководителя управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилла Жанайдарова, с точки зрения инвестиций в стартап это очень своевременное вложение, поскольку сейчас рынок услуг по подписке на автомобили будет расти, из-за того что у людей нет денег на покупку нового автомобиля – они слишком сильно подорожали (на 5–8% за I квартал, по оценке ассоциации дилеров). «Этот рынок имеет миллиардные объемы, и появление на этом поле игроков, не связанных напрямую с автобизнесом, говорит об интересе инвесторов к данному виду услуг», – отмечает он. Причем российские сервисы подписки на автомобили ничем не уступают зарубежным аналогам, считает эксперт. Сервисы автомобилей по подписке растут по всему миру и на растущих рынках широко представлены, добавляет Казинец. Европейские компании, работающие в этом сегменте, – Drover из Великобритании и Cluna из Германии – были поглощены стратегическими инвесторами с высокой рыночной оценкой, напоминает он.
Это своевременная инвестиция и интересная бизнес-модель, соглашается венчурный инвестор, основатель A.Partners Алексей Соловьев. Потребительское поведение меняется и концепция приобретения машины в собственность постепенно будет уходить, уступая до половины рынка в пользу непрямого владения транспортным средством за деньги, рассчитывает он. Но этот бизнес очень капиталоемкий, особенно в случае если сервис является собственником сдаваемых в аренду машин, и для того, чтобы он «полетел», нужны десятки миллиардов рублей, указывает эксперт. The Mashina использует разные схемы владения автомобилями, это зависит от марки и модели, а также от условий производителя, парирует Дудаш.