В России появился банк, стать клиентом которого можно только по приглашению
После регистрации пользователь получает право пригласить пятерых друзейБывшие топ-менеджеры Модульбанка объявили о запуске нового банка для бизнеса. Стать его клиентом можно только по приглашению. Основатели нового банка, получившего название «Бланк», утверждают, что прошлый опыт позволил им оценить недостатки и ограничения существующих банков. «Мы собрали команду и запустили проект на лицензии банка «Веста», получив в распоряжение нашего финтехстартапа капитал в 1,226 млрд руб.», – рассказывает финансовый директор «Бланка» Алексей Васильев.
Воспользоваться услугами банка можно, скачав приложение, доступное в App Store и Google Play, но пока приложение работает в режиме бета-теста. Скачавшие приложение потенциальные клиенты должны узнать у предпринимателей, уже ставших клиентами «Бланка», код, необходимый для подачи заявки на обслуживание в новом банке.
Как утверждают создатели, принципиальное отличие «Бланка» – отказ от привязки к банковскому счету как таковому и переход на финансовые потоки, которые позволяют автоматизировать расходные статьи и сделать их учет проще и нагляднее. Внутри приложения предприниматель может в несколько кликов настроить правило, которое будет распределять входящие деньги по любой логике. Например, потоки могут автоматически откладывать каждый месяц/неделю/день фиксированную сумму на аренду офиса, забирать процент от входящих поступлений на налоги или новую машину.
«Мы решили посмотреть на банкинг для бизнеса по-новому, сделать его ближе к жизни и потребностям предпринимателей. Простая истина любого бизнеса – приток денег должен быть больше оттока. Но на деле этот инсайт пока никак не отражен в функционале банков на рынке. Мы приземлили его на продукт, стерли понятие «счет» и создали финансовые потоки, которые позволяют отслеживать доходы и расходы, а также автоматизировать движение денег. Эта маленькая деталь меняет взаимодействие предпринимателя и банка, меняет роль банка в жизни бизнеса», – утверждает Дмитрий Салатов, директор по маркетингу и PR «Бланка».
Вместо традиционной линейки тарифов «Бланк» предложил клиентам конструктор тарифов, который, как утверждают в банке, создан специально для предпринимателей и предлагает им максимальную гибкость в решении финансовых вопросов. Вместо традиционных тарифов с фиксированным набором опций «Бланк» предлагает базовый бесплатный тариф, который дальше можно настроить под себя: добавить необходимое количество платежек, выбрать сумму снятия наличных или вывода на счет физлица. Исходя из выбранных пакетов формируется персонализированный тариф для каждого конкретного бизнеса. «Предпринимателей миллионы – видов деятельности тысячи, а тарифов у банка, как правило, три или четыре. В итоге бизнес загоняют в рамки, и приходится платить за весь тариф ради одной опции. Мы сделали простой конструктор тарифов, где предприниматель выбирает нужные опции и в три клика настраивает тариф под свой бизнес», – отмечает операционный директор «Бланка» Нур Ибрагимов.
Основной акцент стартап делает на мобильное приложение: полный функционал банка реализован в телефоне, а управлять всеми операциями можно нативно. Помимо легкости управления «Бланк» предлагает оперативное и комфортное решение проблем в случае вопросов со стороны финансового мониторинга. Создатели новации обещают, что разработанные алгоритмы скоринга не будут ограничивать доступ к счету ложно. Если какие-то ограничения все же коснутся клиента, предприниматель сможет отправить необходимые документы в мессенджер или созвониться с поддержкой по видео.
Эксперты назвали идею в целом достаточно интересной, отметив, что она пересекается с сервисами управления личными финансами. «Малый бизнес недалеко ушел от этих задач, в достаточно простом варианте воспринимает управление деньгами и, как правило, не имеет достаточной финансовой грамотности для управления этим. Поэтому актуален вопрос, как это будет реализовано и насколько наглядно», – комментирует основатель TalkBank Михаил Попов.
Между тем многие новаторские идеи создателей «Бланка» вызывают у экспертов серьезные сомнения. В частности, с точки зрения действующего законодательства и финансового регулирования отказаться от понятия счетов нельзя. «В любом случае клиенты будут открывать обычные банковские счета, но для пользователя и применительно к управлению средствами это может преподноситься как финансовые потоки, – убежден управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. – Это можно рассматривать как форму финансового учета, планирования или бюджетирования, когда входящие средства разбиваются на отдельные фонды, бюджеты или целевые потоки. Классический счет остается, но средства на нем распределяются по какому-либо принципу».
Что касается обслуживания в мобильных приложениях и «входа по приглашению», то эксперты воспринимают их как маркетинговые уловки, которые с равной вероятностью могут как сыграть какую-то роль, так и не сработать. «Не все механики, которые работают с частными клиентами, так же эффективны в работе с юрлицами», – отмечает Попов. Помимо очевидных неудобств с поиском кодов доступа никаких плюсов в схеме привлечения клиентов «Бланком» эксперты пока не видят.