Morgan Stanley: фонды ответственного инвестирования покоряют рынок
Их количество за прошлый год выросло в 3,5 раза, суммарные активы – до $153 млрдКлиматическая повестка добралась до инвестиционного рынка. «Все более востребованными становятся инвестфонды с ценными бумагами тех компаний, которые заботятся об экологии и работают на благо общества», – констатирует международный инвестбанк Morgan Stanley в своем новом отчете. Число таких ESG-фондов (от environmental, social, governance) с начала прошлого года выросло в 3,5 раза, а их суммарный объем активов дорос до $153 млрд, подсчитали аналитики Morgan Stanley.
По данным американской аналитической компании Morningstar, за 2020 г. инвестиции в ESG-фонды, доступные американским инвесторам, достигли $51,1 млрд против $21,4 млрд в 2019 г. В результате примерно каждый четвертый доллар в США сейчас инвестируется с учетом принципов ответственного инвестирования. «Спрос на такие инвестиции резко возрос в 2020 г., и мы видим, что тенденция усиливается, – подтверждает управляющий партнер Grid Capital Алексей Соколов. – Правительственные инициативы побуждают институциональных и розничных инвесторов направлять капитал на устойчивые инвестиции».
Директор аналитического департамента «Фридом финанс» Вадим Меркулов напоминает, что в начале 2000-х гг. ООН представила отдельную стратегию по ответственному инвестированию, после чего этой теме стали уделять внимание все развитые страны. «Стремление развитых государств изменить отношение к проблемам экологии привело к увеличению финансирования природоохранного направления, – отмечает он. – Впоследствии компании стали все активнее участвовать в этом процессе, поскольку инвесторы стремятся увеличить инвестиции в ESG-ориентированные фонды, которым важно не только получить прибыль, но и поддержать те предприятия, которые минимизируют неблагоприятное влияние на экологию и социальную среду».
Одной из главных причин этого эксперты считают рост активности на фондовом рынке миллениалов с их экологически ориентированной системой ценностей. «Молодые инвесторы делают инвестиции в ESG ядром своего портфеля, – указывает Соколов. – Ключевым фактором для 95% американцев в возрасте 25–40 лет при покупке акций является социальная ответственность компании».
Росту инвестиций в ESG-фонды может дополнительно поспособствовать реализация планов президента США Джо Байдена включить печатный станок для финансирования зеленых инициатив с целью достижения Штатами углеродной нейтральности к 2050 г. «Даже если Байден не будет переизбираться на второй президентский срок, запущенный им процесс минимизации выбросов не будет остановлен», – уверен Меркулов. В результате самыми перспективными направлениями для вложений в обозримом будущем станут фонды, нацеленные на инвестиции в возобновляемые источники энергии и электромобили, а также максимально близкие к принципам ESG. В качестве примера аналитик приводит такие американские фонды, как TAN, ICLN, ACES, ESGU, SHE, SNPE (последний вкладывает средства в компании из индекса S&P 500, соответствующие критериям ESG, за минувший год его активы выросли на 53,3%).
При этом Соколов обращает внимание на главную проблему таких фондов. Она заключается в том, что ESG – это не отдельный класс активов, а новая методика в сфере инвестирования, четкие же критерии отнесения акций тех или иных компаний к ESG отсутствуют. «По сути, ESG – это стандартизация предоставления информации о компании, которая и ранее интересовала инвесторов, – объясняет старший аналитик «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин. – А именно о ее социальном взаимодействии, структуре управления и влиянии на окружающую среду». Логично, что корпорации, которые не закрывают глаза на проблемы общества ради сиюминутной выгоды, будут выигрывать в долгосрочной перспективе, а к недобросовестным компаниям будут применяться усиление регулирования, штрафы и другие меры, добавляет эксперт.
Раньше инвесторам приходилось анализировать эту нефинансовую сторону компаний самостоятельно, но сейчас появляется все больше рейтингов компаний по соблюдению принципов ESG. «Многие компании все еще предоставляют мало информации для выставления объективных рейтингов, но в западных странах хотят ввести обязательную отчетность не только о самой компании, но и о ее поставщиках, что позволит решить эту проблему», – отмечает Громадин.