«Сбер» получил контрольный пакет производителя онлайн-касс «Эвотор»

Это позволит «еще более тесно» интегрировать «Эвотор» в экосистему «Сбера»
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

«Сбер» купил за 2,1 млрд руб. 29% компании – производителя онлайн-касс «Эвотор» у группы компаний АТОЛ. В итоге доля банка в финтех-компании выросла до 69%. 31% останется во владении сооснователя и генерального директора «Эвотора» Андрея Романенко (который также является сооснователем Qiwi) и его партнеров по ООО «Дата капитал». 

«Мы довольны результатами работы и скоростью развития «Эвотора», – заявил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис. – Всего за несколько лет (с 2016 г.) коллегам удалось занять лидирующие позиции на огромном рынке, а компания тем временем продолжает разрабатывать новые устройства и ставит амбициозные цели на новых для себя рынках».

В ближайшие четыре года команде «Эвотора» предстоит ответить на новые вызовы, отмечает Романенко. «Пандемия показала, что для повышения эффективности бизнес-модели нам нужно укреплять позиции в среднем бизнесе и выходить в новые сегменты, прежде всего в крупный бизнес, – отметил он. – Мы также предложим решения для сектора электронной торговли, с которым до сих пор мы мало работали. Мы будем развиваться, чтобы отвечать новым потребностям наших клиентов, бизнес которых растет и становится омниканальным». Он также подтвердил намерение компании продолжить развивать собственную экосистему продуктов и SAAS-сервисов (SaaS – software as a service – предоставление программного обеспечения по подписке с возможностью клиента в любой момент изменить объем и вариант арендуемого софта).

«Покупка «Эвотора» открывает «Сберу» также дополнительные конкурентные преимущества в части интеграции бизнеса банка с крупнейшими системами автоматизации торговли. Кроме того, цифровизация крупного и среднего бизнеса дает «Сберу» хорошие перспективы по расширению охвата его экосистемы», – отмечает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев.

Эксперты констатируют, что Сбербанк упорно расширяет свою экосистему, превращая кредитное учреждение в разветвленную сеть сервисов, так или иначе связанных с электронной коммерцией. «Сейчас экосистема «Сбера» насчитывает уже более 30 крупных проектов, зачастую имеющих к банковскому обслуживанию очень косвенное отношение, – отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. – При этом сам банк получает выгоду за счет того, что использование данных сервисов предполагает оплату услуг именно через него.

Это не только существенно расширяет линейку продуктов, но и заметно повышает лояльность клиентов». По мнению эксперта, «Сбер» на сегодняшний день можно признать однозначным лидером в данном направлении. «Конкуренты в лице «Яндекса», Mail.ru, Wildberries и иных компаний, ориентированных на электронную коммерцию, заметно отстают по масштабам своей деятельности», – считает Коренев.

Между тем эксперты уверены, что при всех плюсах, которые получит от сделки «Сбер», «Эвотор» выиграет заметно больше. «Возможности расширения клиентской базы, которые дает «Эвотору» сотрудничество со «Сбером», получить в одиночку было бы крайне сложно», – говорит Елена Царева, старший аналитик BCS Global Markets.