Совкомбанк покупает российскую «дочку» MetLife

Это уже второе приобретение банком страховой компании в 2020 году
Совкомбанк взял курс на построение собственной экосистемы
Совкомбанк взял курс на построение собственной экосистемы / Максим Стулов / Ведомости

Совкомбанк, третий по величине частный банк в России, и MetLife, Inc., одна из крупнейших в мире страховых компаний, обслуживающая 90 млн клиентов на 40 мировых рынках, объявили 2 декабря о подписании договора о продаже банку российской «дочки» MetLife – АО «МетЛайф». Предполагается, что сделка будет закрыта в I квартале 2021 г. после получения одобрений со стороны ФАС и Банка России. Сумма покупки не разглашается.

«Мы работаем с «МетЛайфом» более 12 лет: у него прекрасная агентская сеть, процессы и команда, поэтому рассчитываем на многократный рост бизнеса, используя инфраструктуру Совкомбанка, – отметил председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев. – Видим и синергии с банком и нашей страховой компанией, а также перспективы роста объемов премий». После завершения сделки «МетЛайф» сменит название, сообщили в компании. Президентом компании станет Жанна Гончарова, проработавшая в «МетЛайфе» более 15 лет. На посту заместителя генерального директора страховой компании она отстраивала банкострахование, в том числе налаживала контакты с Совкомбанком, рассказал источник на рынке. В середине этого года Гончарова ушла в блок «Управление благосостоянием» Сбербанка и курировала продажи «Сбербанк страхование жизни». Гончарова покинула «Метлайф» вслед за Александром Зарецким, который много лет возглавлял «МетЛайф», а сейчас занимает пост генерального директора НПФ Сбербанка.

Совет директоров возглавит Игорь Лаппи, генеральный директор «Совкомбанк страхования» (ранее «Либерти страхование»), имеющий за плечами успешный опыт интеграции ряда крупных компаний, входящих в группу Совкомбанка. Гусев выразил уверенность, что с приобретением «МетЛайфа», имеющего 25-летний опыт работы на российском рынке, Совкомбанк получит компетенции в страховании жизни мирового уровня и расширит спектр некредитных финансовых продуктов.

В январе 2020 г. Совкомбанк приобрел «Либерти страхование» – российскую «дочку» другой американской страховой компании, Liberty Mutual. За девять месяцев 2020 г. «Совкомбанк страхование» (так стало называться «Либерти страхование») увеличило прибыль в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Мы уверены, что инфраструктура и компетенции «Метлайфа», наложенные на масштаб и экспертизу в интеграции приобретенных компаний Совкомбанка, дадут не менее впечатляющий результат», – заявил Гусев.

Значительная часть команды «МетЛайфа» по добровольному медицинскому страхованию уже довольно давно влилась в коллектив «Совкомбанк страхования», сообщили «Ведомостям» источники на рынке. Так что подготовка к сделке велась давно. Информация о намерении MetLife Inc. продать российскую «дочку» также обсуждалась в страховом сообществе не один год.

Максим Чернин, сооснователь МК «Доктор рядом», экс-председатель комитета ВСС по развитию страхования жизни, считает, что новость о покупке «МетЛайфа» Совкомбанком весьма значима для рынка, на котором традиционно иностранные игроки занимали важные позиции. «А «Метлайф» вообще старейший классический страховщик жизни в России, с которого все начиналось и который «понес в массы» страхование жизни (в начале 2000-х компания называлась AIG Life), – отмечает он. – Я сам в свое время изучал лучшие практики страхования жизни на примере этой компании». По мнению Чернина, самый интересный вопрос сейчас – намерен ли банк сохранить агентскую сеть страховщика или будет перепрофилировать его исключительно под банкострахование. На запрос «Ведомостей» в Совкомбанке ответили, что не намерены отказываться от агентской сети страховщика жизни, также нет в планах запуска продуктов по инвестиционному страхованию жизни, которым «МетЛайф» осознанно не занимался. «Рассчитываем сохранить партнерские продажи «МетЛайфа» и агентскую сеть, так как мы в хороших отношениях со всеми партнерами компании», – сообщил Гусев.

«МетЛайф – это международная компания с огромной историей на рынке страхования жизни, огромной продуктовой экспертизой международного уровня, – отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин. – Это много давало российскому рынку страхования жизни. История и экспертиза «МетЛайфа» важны для всего отечественного рынка, мы очень надеемся, что это будет сохранено и в результате сделки будут преумножены лучшие практики – российские и международные».